Положение об учебном кабинете (мастерской) содержит пояснительную записку, характеристику учебного кабинета, перспективный план развития, акт проверки готовности учебного кабинета к учебному году, опись имущества, инвентарную ведомость технических средств обучения, нормативное обеспечение, учебно-методическое обеспечении
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
(МАСТЕРСКОЙ)
Береза 2017
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В учреждении образования, реализующем
образовательные программы профессионально-технического образования, учебные
кабинеты (мастерские) создаются в соответствии с перечнем учебных планов и
программ специальностей.
1.2. Учебный кабинет (мастерская)
является материально-технической и методической базой при реализации
образовательных программ профессионально-технического образования.
1.3. Учебный кабинет (мастерская)
представляет собой специализированную аудиторию, предназначенную для совместной
деятельности педагогических работников и учащихся: преподавания учебных
предметов, проведения консультаций, факультативных занятий, организации
кружковой работы и др.
1.4.
Учебный кабинет (мастерская) создаётся с целью:
-
обеспечения деятельности лицея по
обучению учащихся;
-
создания условий для педагогических
работников, способствующих успешному образовательному процессу;
-
создания условий для формирования профессиональной
культуры педагогических работников;
-
развития их инициативы, творчества,
повышения качества образовательного процесса по учебному предмету.
1.5. Деятельность в учебном
кабинете (мастерской) осуществляется в соответствии с Кодексом Республики
Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства
Республики Беларусь.
1.6. Основными задачами
учебного кабинета (мастерской) являются:
-
проведение практических и лабораторных
работ согласно требований учебной программы изучаемых учебных предметов
-
использование вычислительной техники,
электронных средств обучения, наглядных пособий на учебных занятиях
-
изготовление наглядных пособий (схем,
плакатов, макетов, стендов и т.п.)
-
самоподготовку учащихся в учебном
кабинете (мастерской)
-
соблюдение требований охраны труда при
проведении всех видов работ в учебном кабинете (мастерской)
-
организацию и проведение индивидуальной
работы с учащимися.
1.7.
Руководство учебным кабинетом (мастерской) осуществляет заведующий учебным
кабинетом (мастерской), назначенный приказом руководителя учреждения
образования.
1.8.
Заведующий несет полную материальную ответственность за имущество, находящееся
в учебном кабинете (мастерской).
2
ТРЕБОВАНИЯ
К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ (МАСТЕРСКОЙ)
2.1.
Правильно
и хорошо оборудованный учебный кабинет (мастерская) дает возможность более
эффективного использования всех возможностей для изучения учебных предметов.
2.2.
Наличие
в учебном кабинете (мастерской) нормативных документов, паспорта учебного кабинета
(мастерской), оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в
нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных материалов и др.
2.3.
Наличие
плана работы учебного кабинета (мастерской) на учебный год и перспективу (на 5
лет).
2.4.
Соблюдение
требований охраны труда, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (мастерской).
2.5.
Соблюдение
эстетических требований к оформлению учебного кабинета (мастерской).
2.6.
Укомплектованность
учебного кабинета (мастерской) оборудованием и инструментом,
учебно-методическим комплексом по учебным предметам, средствами обучения,
необходимых для выполнения образовательной программы по специальности.
2.7.
Соответствие
учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю учебного кабинета
(мастерской), требованиям образовательных стандартов и образовательных
программам.
2.8.
Обеспеченность
учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с
образовательными программами.
2.9.
Наличие
и обеспеченность учащихся комплексом типовых заданий, тестов, самостоятельных и
контрольных работ и других материалов для диагностики качества образовательного
процесса (по профилю учебного кабинета (мастерской).
2.10. Наличие постоянных и сменных
учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета (мастерской)).
2.11. Стендовый материал учебного кабинета
(мастерской) должен содержать:
-
рекомендации для учащихся по
проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам,
практикумам и др.);
-
материалы, используемые в образовательном
процессе;
-
графики проветривания;
-
графики выполнения ОКР, проведения
консультаций для учащихся;
-
государственная символика.
3
ТРЕБОВАНИЯ
К ДОКУМЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА (МАСТЕРСКОЙ)
3.1.
Перечень
документации, находящейся в учебном кабинете (мастерской):
-
учебно-программная
документация, предназначенная для изучения учебных предметов в данном учебном
кабинете (мастерской)
-
паспорт
учебного кабинета (мастерской)
-
план
работы учебного кабинета (мастерской)
-
план
внеучебной работы с учащимися на базе учебного кабинета (мастерской)
-
методические
рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ по учебному
предмету
-
перечень
литературы, имеющейся в учебном кабинете (мастерской) по изучаемому учебному
предмету
-
задания
для организации самостоятельной работы учащихся
-
задания
для организации обязательных контрольных работ, тематического контроля.
-
полный
перечень имеющегося в учебном кабинете (мастерской) оборудования
-
журнал
регистрации инструктажей по охране труда, инструкции по охране труда, пожарной
безопасности
3.2. Паспорт учебного
кабинета (мастерской) (приложение А) составляется преподавателем (мастером п/о),
отвечающим за учебный кабинет (мастерскую) соответственно его профилю и
функциональному назначению.
3.3. Паспорт учебного кабинета
(мастерской) состоит из следующих разделов:
1) Пояснительная записка (указываются специальности, квалификации
которым обучаются в данном учебном кабинете (мастерской); перечисляются учебные
предметы, проводимые в данном учебном кабинете (мастерской); приводится
планировка учебного кабинета (мастерской).
2) Характеристика учебного кабинета (мастерской) (приводится площадь учебного
кабинета (мастерской), число рабочих мест, а также санитарно-гигиенические
требования и требования по охране труда).
3) Перспективный план развития учебного кабинета
(мастерской) (разрабатывается на 5
лет).
4) План-отчет работы учебного кабинета (мастерской) (разрабатывается
на текущий год, отчет составляется 1 раза в год по окончанию учебного года).
5) Акт проверки готовности учебного кабинета (мастерской)
к учебному году.
6) Опись имущества учебного кабинета (мастерской).
7) Инвентарная ведомость технических средств обучения учебного кабинета (мастерской).
8) Нормативное обеспечение.
9) Учебно-методическое обеспечение.
Приложение А – Учебно-методические комплексы.
Приложение Б – Инструкции по охране труда (копии).
Приложение В – Инструкция по пожарной безопасности (копия).
3.4. Паспорт учебного
кабинета (мастерской) рассматривается на заседании методической комиссии,
согласовывается с заместителями директора по учебно-производственной работе,
утверждается руководителем учреждения образования.
3.5. План работы учебного
кабинета (мастерской) (приложение Б) составляет заведующий учебным кабинетом
(мастерской), отвечающим за учебный кабинет (мастерскую).
3.6. В плане работы учебного кабинета
(мастерской) должно быть предусмотрено обеспечение наглядности преподавания
учебного предмета, изучение и обобщение положительного педагогического опыта
преподавателей (мастеров п/о). В плане необходимо предусмотреть внеурочные
мероприятия, проводимые с учащимися, пополнение кабинета новыми наглядными
пособиями и обновление уже имеющихся пособий, приобретение технических средств
обучения, проведение косметического ремонта учебного кабинета (мастерской).
3.7. План работы учебного
кабинета (мастерской) состоит из следующих разделов:
-
Анализ
работы учебного кабинета (мастерской) за прошлый учебный год.
-
Задачи
на новый учебный год, методическая цель над которой работает педагогический
работник.
-
Работа
учебного кабинета (организационная работа, методическая работа (участие в
работе областных творческих групп, участие в работе школы передового
педагогического опыта, участие в работе методических комиссий и др.), работа с
учащимися (внеклассная).
3.8. План работы учебного кабинета (мастерской)
на учебный год рассматривается на заседании методической комиссии и
утверждается руководителем учреждения образования.
3.9. Разработанные в
учреждении образования документы, регламентирующие структуру и организацию
деятельности учебных кабинетов (мастерских), должны соответствовать Санитарным
нормам и правилам «Требования для учреждений профессионально-технического и
среднего специального образования», утвержденным постановлением Министерства
здравоохранения Республики Беларусь от 06.05.2013 № 38.
4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАВЕДУЮЩЕГО КАБИНЕТОМ (МАСТЕРСКОЙ)
4.1. Заведующий учебным кабинетом (мастерской) назначается
приказом руководителя учреждения образования.
4.2. Заведующий
учебным кабинетом (мастерской) обязан:
- анализировать состояние
учебно-материального оснащения учебного кабинета (мастерской) не реже одного
раза в год;
- планировать и
организовывать систему мер, направленных на обеспечение учебного кабинета (мастерской)
необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным
нормативам;
- составлять план развития учебного
кабинета (мастерской) на 5 лет, план работы учебного кабинета (мастерской) на
текущий учебный год и следить за их выполнением;
- содержать учебный кабинет
(мастерскую) в соответствии с предъявляемыми санитарно-гигиеническими
требованиями;
- принимать меры по
обеспечению учебного кабинета (мастерской) материалами и необходимой
учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;
- вести учет имеющегося
оборудования в учебном кабинете (мастерской);
- обеспечивать сохранность
имущества учебного кабинета (мастерской) и надлежащий уход за ним;
- обеспечивать соблюдение
правил охраны труда, правил поведения учащихся и педагогических работников в учебном
кабинете (мастерской), проводить соответствующие инструктажи с учащимися с
последующими отметками в журнале по охране труда;
- организовывать работу по
учебному предмету (консультации, дополнительные занятия и др.), отражать ее в графике
и в плане работы учебного кабинета (мастерской);
- способствовать созданию
банка творческих работ учащихся в учебном кабинете (мастерской);
4.3. Заведующий
учебным кабинетом (мастерской) имеет право ставить перед
администрацией вопросы по совершенствованию материально-технической базы учебного
кабинета (мастерской) и вносить предложения в план закупок по оснащению учебного
кабинета (мастерской) средствами обучения.
5 ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНЫМ КАБИНЕТОМ
(МАСТЕРСКОЙ)
При использовании учебного кабинета (мастерской) должны
соблюдаться следующие правила:
-
учебный кабинет (мастерская)
должен быть открыт за 15 минут до начала учебного занятий;
-
учащиеся должны находиться в
учебном кабинете (мастерской) только в присутствии преподавателя (мастера п/о);
-
учебный кабинет (мастерская)
должен проветриваться каждую перемену в соответствии с графиком проветривания;
-
преподаватель (мастер п/о)
должен организовать уборку учебного кабинета (мастерской) по окончанию учебных
занятий в нем (вымыть ученическую доску, убрать мусор, поднять стулья, закрыть
окна).
6 СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ (МАСТЕРСКОЙ)
6.1.
Для воспитания у учащихся правильных и безопасных методов и приемов работы
заведующий учебным кабинетом (мастерской) обязан проводить обучение учащихся
мерам безопасности, пожарной безопасности и гигиены труда.
6.2.
Инструктаж по охране труда проводится со всеми учащимися на вводном занятии в
учебном кабинете (мастерской), а затем непосредственно перед выполнением
лабораторной (практической) работы на оборудовании.
6.2.1.
Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (мастерской) по программе,
разработанной с учетом требований соблюдения безопасных условий труда при
работе с оборудованием, находящимся в учебном кабинете (мастерской).
6.2.2.
Первичный инструктаж на рабочем месте должен содержать четкие и конкретные
указания по безопасным условиям труда и в необходимых случаях сопровождаться показом
правильных и безопасных приемов выполнения работ.
6.3.
Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистрируются в специальном
журнале.
7
АТТЕСТАЦИЯ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ (МАСТЕРСКИХ)
Аттестация учебных
кабинетов (мастерских) проводится с целью повышения эффективности обучения с
учетом современных требований к организации образовательного процесса.
Аттестация учебных
кабинетов (мастерских) проводится на основании «Положения о смотре-конкурсе
учебных кабинетов и мастерских УО «Березовский государственный профессиональный
лицей строителей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий