понедельник, 9 апреля 2018 г.

Организация самостоятельной работы учащихся при изучении учебного предмета «Специальная технология» как средства формирования профессиональных компетенций каменщика


В обобщении педагогического опыта описывается обучение каменщиков видами самостоятельной работы. В работе обращается внимание на характерные признаки самостоятельной работы и их уровни, понятие профессиональных компетенций каменщика, виды заданий для приобретения знаний и умений учащихся согласно уровням усвоения учебного материала. Излагаются поэтапные действия преподавателя, методы обучения, формы и этапы организации самостоятельной работы учащихся.

Учреждение образования
«Березовский государственный профессиональный лицей строителей»



ОПИСАНИЕ ОПЫТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАМЕНЩИКА


МШАР ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА,
преподаватель специальной технологии
8 (029) 222-04-78


АННОТАЦИЯ
В обобщении педагогического опыта описывается обучение каменщиков видами самостоятельной работы. Данное обучение не относится к новым педагогическим технологиям, но его использование показало эффективность как средства формирования профессиональных компетенций каменщика.
В работе обращается внимание на характерные признаки самостоятельной работы и их уровни, понятие профессиональных компетенций каменщика, виды заданий для приобретения знаний и умений учащихся согласно уровням усвоения учебного материала. Излагаются поэтапные действия преподавателя, методы обучения, формы и этапы организации самостоятельной работы учащихся.
      В приложении приведены примеры заданий для выполнения самостоятельной работы учащихся.
Подготовлены мультимедийные анимационные презентации с порядовой раскладкой кирпича по темам «Декоративная кладка» и «Кладка стен облегченной конструкции».


ОГЛАВЛЕНИЕ
1.     Информационный блок ……………………………………………….4
2.     Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта………………………………………………5
2.2. Описание сути опыта ……………………………………………..5-13
2.3. Результативность и эффективность опыта………………………13
     3. Заключение ……………………………………………………………..14
     4. Список используемых источников ……………………………………15
     5. Приложения ……………………………………………………………16-29


1.     Информационный блок
1.1. Тема: Организация самостоятельной работы учащихся при изучении учебного предмета «Специальная технология» как средства формирования профессиональных компетенций каменщика.
1.2. Актуальность опыта: Движущей силой формирования опыта является противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке будущих каменщиков, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций, и недостаточной теоретической и практической разработанностью путей ее формирования средствами самостоятельной работы. В нашем лицее проблема формирования профессиональных компетенций будущих каменщиков остается недостаточно разработанной. Актуальность опыта определяется еще и повышением требований к уровню профессиональных компетенций будущих каменщиков согласно запроса организаций - заказчиков кадров.
1.3. Цель: Теоретическое обоснование и разработка методики организации самостоятельной работы учащихся при изучении учебного предмета «Специальная технология» для формирования профессиональных компетенций каменщика.
1.4. Задачи:
·        Раскрыть сущность профессиональных компетенций специалиста квалификации «Каменщик»;
·        Показать возможности самостоятельной работы учащихся в процессе формирования профессиональных компетенций каменщика;
·        Разработать методику организации самостоятельной работы учащихся при изучении учебного предмета «Специальная технология» квалификации «Каменщик»;
·        Апробировать и проверить эффективность методики организации самостоятельной работы учащихся при изучении учебного предмета «Специальная технология» квалификации «Каменщик».
1.5. Длительность работы над опытом: 5 лет
1-й этап подготовительный (1 год)
·        Поиск, разработка и формулировка темы, цели и задач;
·        Изучить сущность видов самостоятельной работы учащихся.
2-й этап теоретический (2 года)
·        Разработка инструкций для проведения практических работ по составлению простейшей технологической карты на выполнение декоративной кладки и на выполнение подсчета объемов работ и расхода строительных материалов;
·        Разработка технологической карты урока по применению коллективной формы организации деятельности учащихся на тему «Смешанная кладка»;
·        Создание презентаций по темам: «Варианты декоративной кладки», «Способы кладки стен из облегченных конструкций»;
·        Разработка вариантов заданий обязательных контрольных работ;
·        Руководство исследовательской работой учащихся по теме: «Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея».
3-й этап практический (2 года)
·        Внедрение в образовательный процесс разработанных средств обучения и контроля учебной деятельности;
·        Проверка эффективности видов самостоятельной работы учащихся.
2.     Описание технологии опыта
2.1. Ведущей идеей опыта является: профессиональные компетенции каменщика можно повысить средствами самостоятельной работы. Знания и умения нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. При создании своей работы я опиралась на базовые понятия «компетенция», «профессиональные компетенции», «профессиональные компетенции каменщика», «самостоятельная работа». Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Профессиональные компетенции – способность работника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. Профессиональные компетенции каменщика рассматриваются как совокупность знаний, умений и профессионально важных качеств личности каменщика, характеризующих готовность к решению задач трудовой деятельности в производстве каменных работ. Чтобы стать профессиональным каменщиком, нужно обладать ответственностью за соблюдение технологической дисциплины, целенаправленностью, требовательностью, эмоционально-волевой готовностью к выполнению работ, быть внимательным, склонным к анализу, систематизации и общению. Обучающийся владеет профессиональными компетенциями по результатам деятельности, если он знает способы каменной кладки всех видов конструкций, способы ремонта всех видов конструкций и умеет их выполнять. В своей работе я предлагаю решить формирование профессиональных компетенций, будущих каменщиков организацией самостоятельной работы учащихся, и реализовать ее с учетом принципов целеполагания, целостности, диагностичности, объективности, а также исследовательского принципа.
Самостоятельная работа – это средство организации образовательной деятельности будущих каменщиков, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, но в ходе которой, учащиеся самостоятельно выполняют задания с целью развития знаний, умений и профессионально важных качеств личности.
2.2.2. Основная цель содержания определяется учебной программой, которая разработана на основе типовой учебной программы (сборник типовой учебно-программной документации по специальности 3-70 02 51 «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ» квалификации «Каменщик», утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.12.2012 №135) для реализации образовательной программы профессионально-технического образования по учебному предмету «Специальная технология». Для организации самостоятельной работы учащихся применялись следующие методы: работа с книгой, словесные (лекция, реферат), наглядные (самооценка результатов деятельности, презентации),  создание проблемных ситуаций, практические, игровые (деловая игра), опорные конспекты, закрепления и проверки знаний (задания-триады, обязательная контрольная работа), исследовательские. Формой для организации образовательной деятельности учащихся выбраны учебный урок и внеурочная деятельность. Учащиеся занимались индивидуально, фронтально и коллективно.
2.2.3. В результате изучения учебного предмета "Специальная технология" учащиеся – каменщики дол­жны представлять основные и вспомогательные технологические процессы кладки конструкций различной сложности в строительстве; понимать сущность способов каменной кладки конструкций всех видов, способов монтажа сборных элементов и деталей; уметь выполнять технологические операции в соответствии с требованиями к их качеству.
Специалисту, получившему свое образование только с помощью памяти, и никогда не испытавшему радости познания нового в ходе своей деятельности, нелегко ориентироваться в условиях производства. Любые знания и умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащегося. Суть её заключается в том, что учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. Самостоятельная работа учащихся характеризуется основными признаками: наличие цели, выполняемого задания, наличие четко заданного времени для выполнения работы, активность обучающегося в процессе выполнения задания, прямой и косвенный контроль преподавателем. При этом и знания, умения и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащегося, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных знаний и умений, и без развитых знаний и умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их трудовая деятельность.
2.2.4. В своей работе я использовала характеристику уровней самостоятельности Г.И. Ажикина, идеи О.А. Беляевой о современных педагогических технологиях, Н.И. Потапенко о разработке ЭСО, Э.М. Калицкого о разработке средств контроля учебной деятельности, В.Ф. Шаталова по использованию и составлению опорных конспектов. На формирование профессиональных компетенций эффективно влияют такие уровни самостоятельности учащихся как репродуктивный, познавательно-поисковый, познавательно-практический и творческий. В нашем лицее нет достаточного количества информации и разработанных средств обучения и контроля для подготовки высококвалифицированных каменщиков средствами самостоятельной работы. При разработке заданий для выполнения самостоятельной работы учащихся я опиралась на следующие принципы:
·        Принцип целеполагания, позволяющий учащимся четко представить себе цели и задачи предстоящей работы;
·        Принцип целостности, основными требованиями которого являются единство содержания образовательного процесса и тесное взаимодействие всех форм и методов обучения;
·        Исследовательский принцип, направленный на организацию такой деятельности учащихся, которая способствует творчески мыслить;
·        Принцип диагностичности заключается в объективной оценке уровня сформированности профессиональных компетенций будущих каменщиков на основе разработанных критериев;
·        Принцип объективности, исходящий из того, что отметка, полученная учащимся должна быть объективной.
В процессе работы над заявленной проблемой я действовала и решала задачи в следующей последовательности:
ü Изучен и проведен анализ публикаций по обозначенной проблеме;
ü Создан и постоянно пополняется банк видов самостоятельной работы;
ü Разработаны средства обучения и контроля для реализации накопленных    видов самостоятельной работы;
ü Виды самостоятельной работы и разработанные к ним средства обучения и контроля апробировались в учебных группах;
ü Проведена диагностика эффективности использования видов самостоятельной работы;
ü Те виды, которые оправдали надежды, собраны в методические копилки;
ü Апробированные виды самостоятельной работы внедрены в учебные группы;
ü Проведены показательные уроки;
ü Подготовлены методические разработки уроков.
2.2.5. Именно потому, что творческое овладение знаниями и умениями есть главное условие формирования профессиональных компетенций каменщика, особое внимание обращено на организацию различных видов самостоятельной работы учащихся:
Работа с книгой. Книга, по которой учащийся изучает технологию своей будущей квалификации, нелегка для запоминания. Поэтому я учащихся направляю на основные мотивы темы. Для этого лучше всего предоставить им перечень основных вопросов, на   которые     учащиеся должны  найти      ответ   в  книге   с дальнейшей записью в конспект. Такой вид самостоятельной работы активизирует умственную деятельность учащихся согласно принципа целеполагания (Приложение 1)
Лекция. Слушая, воспринимая, размышляя, записывая и изучая записанное, учащийся поэтапно овладевает на лекции навыками мышления. При этом во время лекции я основные моменты темы выделяю голосом, а при необходимости повторяю несколько раз.
Реферат. При такой форме самостоятельной работы учащимся заранее выдаются темы рефератов с целью раскрыть основные понятия и принципы тематических данных. Тема должна быть несложной для изучения и усвоения. В момент изучения данной темы, согласно перспективно-тематического плана, на учебном уроке зачитываются данные рефераты. Таким образом, чувствуя свою ответственность перед группой, самостоятельность учащихся особо проявляется.
Самооценка результатов деятельности. Самоконтроль реализуется в виде самопроверок учащимися уровня усвоения учебного материала, например, на уроке по теме «Кладка колодцев», после объяснения темы с применением макета круглого колодца учащимся предлагается составить схему элементов круглого колодца. Схема составляется на отдельных листах. На следующем уроке преподаватель проецирует на экран схему элементов круглого колодца с отметкой «10». Учащиеся, в том числе и автор демонстрируемой работы, анализируют схему. Затем демонстрируется работа, выполненная на «9». Снова анализ. Преподаватель: «Какая здесь ошибка, неточность? Сравните с предыдущей работой. Почему же эта работа оценена на «9»?».Затем следует анализ работы, выполненной на «8» и т.д. (Приложение 2)
Создание проблемных ситуаций. Этот вид организует учебную деятельность так, что на основе анализа учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью преподавателя) определения правил, выводов, теорем или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации или же, наконец, художественно отражают действительность.
            Практические работы. При проведении учебных уроков в виде практических работ учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений, что способствует прочному, неформальному усвоению знаний. Средством управления деятельностью учащихся при проведении практических работ служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия учащегося (Приложение 3).
Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. (Приложение 4)
Задания-триады. Задания – триады представляют собой три парных вопроса. В верхней строчке пишутся цифры, словосочетания слов или рисунки. В нижней строчке пишутся буквы, так чтобы средняя клеточка была пустой. Между верхними цифрами, словосочетаниями или рисунками нужно найти аналогию с нижними буквами, так, чтобы, она помогла поставить нужную букву в пустую клетку. (Приложение 5)
Опорные конспекты. Опорный конспект представляет собой систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов части учебного материала. Сигнал может быть в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Глядя на опорные сигналы, учащиеся вспоминают их смысл и расшифровывают содержание, используют при различных формах опроса. (Приложение 6)
          Исследовательская. Исследования направлены на получение новых знаний самостоятельным путем посещая библиотеки, используя Интернет и т.д. (Приложение 7)
          Презентации. Это самый эффективный способ подачи информации, заинтересованность учащихся, улучшение качества знаний, развитие зрительной памяти учащихся, лучшее понятие сущности того или иного технологического процесса, возможность повторить или изучить самостоятельно учебный материал. Создана мультимедийная анимационная презентация на тему «Декоративная кладка» и «Кладка стен облегченной конструкции». Учащиеся знакомятся с разновидностями кладок, и отличительными особенностями каждого вида. Каждый вид кладки показан с порядовой раскладкой согласно технологии возведения. (Приложение 8)
Обязательная контрольная работа разработана в виде педагогического теста, состоящего из заданий различного уровня усвоения учебного материала:
А) Учащийся должен из нескольких предложенных ответов выбрать один правильный (уровень представления, понимания)
Б) Учащийся должен из нескольких предложенных ответов выбрать несколько правильных (уровень понимания)
В) Учащийся должен решить, какое из предложенных высказываний верное (уровень понимания)
Г)  В предложении оставляют место, отмеченное точками, куда учащиеся вписывает пропущенное слово (уровень понимания).
Д) Тест на установление правильной последовательности
Учащийся должен установить правильный порядок предложенных действий (уровень применения).
Е) Учащийся должен показать знание связей между элементами двух – трех множеств (уровень применения).
Ж) Графический тест. Учащийся должен показать знания по выделенным элементам на рисунке (уровень применения)
З) Тест на дополнение со свободно конструированным ответом.
Учащийся должен дать полный и правильный ответ (уровень применения и творчества).
И) Практический тест.
Учащимся предлагается решить практическую задачу (уровень применения, творчества). (Приложение 9)
2.2.6. Эксперимент протекал в естественных условиях образовательного процесса, в ходе которого формирование профессиональных компетенций каменщика средствами самостоятельной работы реализовывалось поэтапно. На первом этапе осуществлялся отбор целей самостоятельной работы согласно квалификационной характеристике каменщика 3-го и 4-го разрядов, на втором – отбор содержания самостоятельной работы, основываясь на образовательный стандарт и индивидуально-психологические особенности учащихся, на третьем – конструирование заданий для каждого вида самостоятельной работы, на четвертом – организация контроля. Организуя деятельность учащихся, я старалась их работу максимально приблизить к реальным условиям производства каменных работ от простого - к сложному (работа с книгой – обязательная контрольная работа – квалификационный экзамен)
2.3. Результативность и эффективность опыта.
2.3.1. Основными критериями сформированности профессиональных компетенций будущих каменщиков средствами самостоятельной работы являются их профессиональные знания и умения в производстве каменных работ, заинтересованность в обучении, а также самостоятельность учащихся в решении производственных задач. Каждый критерий оценивался на трех уровнях: низкий, средний и высокий. Переход учащегося на более высокий уровень сформированности является основным показателем эффективности опыта.
2.3.2.  На основании перечисленных критериев были получены результаты опыта, которые показали, что в практику работы лицея внедрены отдельные элементы формирования профессиональных компетенций каменщика. Следствием этого является недостаточный уровень формирования данных компетенций. В экспериментальной группе (ЭГ) №361 на низком уровне находилось 69% учащихся, на среднем – 28%, на высоком -  3%.  В контрольной группе (КГ) №366 на низком уровне находилось 71% учащихся, на среднем 25%, на высоком – 4%.  Сравнительный анализ срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведенной экспериментальной работы количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности профессиональных компетенций, снизилось в ЭГ на 45%, а в КГ - на 36%, количество учащихся, достигших высокого уровня сформированности профессиональных компетенций, увеличилось в ЭГ на 48%, в КГ – на 32%. 
2.3.3. Позитивно повлиял на уровень сформированности профессиональных компетенций каменщиков тот момент, что я сделала элементы самостоятельной работы обязательными. Учащиеся знают об этом, всегда на такие уроки приходят, стараются выполнить задание с максимальной отдачей, проявляя творческий уровень. Негативной стороной опыта является то, что для проведения большинства уроков преподаватель должен потратить значительно больше времени, разработать интересные для учащихся задания, которые увлекут их, и они захотят ими заниматься.
          3. Заключение  
3.1. Самостоятельная работа позволяет повысить профессиональные компетенции каменщиков, стимулирует мыслительную активность, способствует развитию ряда интеллектуальных умений, воспитанию комплекса черт личности, формирующихся в процессе обучения. Изолированное использование самостоятельной работы в образовательном процессе нецелесообразно. Эффективность его использования зависит от правильности определения его места в системе обучения.
3.2. Общие итоги исследования позволяют сделать вывод, что поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. При изучении учебного предмета «Специальная технология» квалификации «Каменщик» предусмотрено согласно УПД изучение 16 тем. Мною охвачено только половина из них, а использование элементов самостоятельной работы на каждом уроке, по-моему, должно присутствовать и вовлекать в эту работу всех учащихся группы.
3.3. Материалы рекомендуется применять преподавателям учебных предметов общеобразовательного и профессионального компонента учебного плана, мастерам производственного обучения и другим педагогическим работникам в образовательном процессе.
3.4. Материал по обобщению опыта рассматривался на заседании методической комиссии нашего лицея, на заседании педагогического совета, на областном уровне при проведении семинара «Применение ЭСО в образовательном процессе», изданы наглядные пособия на областном уровне по видам кладки, на республиканском конкурсе «Информационные технологии в профессиональном образовании» работа по облегченной кладке оценена дипломом 3-ей степени.

Список используемых источников
1. Образовательный стандарт ОС РБ 3-70 02 51-2012 профессионально-технического образования по специальности 3-70 02 51 «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», утвержденный Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2012 № 141
2. Типовая учебная программа (сборник типовой учебно-программной документации по специальности 3-70 02 51 «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ» утвержденный Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.12.2012 № 135) для реализации образовательных программ профессионально-технического образования по учебному предмету «Специальная технология»
3. Калицкий, Э.М. Разработка средств контроля учебной деятельности: методические рекомендации / Э.М. Калицкий, М.В.Ильин, Н.Н. Сикорская; -  Минск: РИПО, 2011
4. Беляева, О.А. Педагогические технологии в профессиональной школе: учебно-методическое пособие / О.А Беляева; – Минск: РИПО, 2008
5. Потапенко, Н.И. Электронные средства обучения: методические рекомендации / Н.И. Потапенко; – Минск: РИПО, 2005
6. ТКП 45-5.02-82-2010 (02250) Каменные и армокаменные конструкции. Правила возведения
7. Шаталов, В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике / В.Ф. Шаталов; – М.: Просвещение, 1989
8. Распопов, В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся  / В.М. Распопов; – М.: Высшая школа, 1989
9. Ажикин, Г.И. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ: / Г.И. Ажикин; – М.: Высшая школа, 1987
10.          Стаценко, А.С. Технология каменных работ в строительстве  / А.С. Стаценко; – Минск:  Вышэйшая школа, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемые вопросы
 к теме  «Кладка способом замораживания»
при организации обучения по форме «работа с книгой»
1. Сформулируйте сущность кладки способом замораживания
2. Перечислите область применения кладки способом замораживания
3. Назовите применяемую систему перевязки
4. Назовите размеры швов
5.  Перечислите факторы, влияющие на  выбор марки раствора
6. Назовите минимальную температуру применяемого раствора
7. Охарактеризуйте способ расстилания раствора
8. Назовите назначение и места установки стальных связей
9. Дайте определение и назовите виды применяемых перемычек
10. Перечислите случаи, когда можно приступить к расшивке

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема элементов круглого колодца при проведении учебного урока с самооценкой результатов деятельности

1.     Бетонное основание                
2.     Рабочая камера
3.     Металлические скобы
4.     Крышка люка
5.     Коническая часть
6.     Горловина
7.     Стенка колодца




ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: Составление простейшей технологической карты на выполнение декоративной кладки.
Цель: научиться составлять простейшую технологическую карту на выполнение декоративной кладки
1.     Задание:
а) на фасадном варианте декоративной кладки нарисовать рисунок;
б) начертить порядовую раскладку кирпича двух первых рядов кладки, отмечая цветом кирпичи рисунка.
     2. Материально-техническое оснащение: декоративный рисунок кладки,    цветные карандаши
3. Теоретическая часть
Декоративная кладка – это кладка, которая выполнена из лицевого кирпича, а на лицевой поверхности из швов сделан рисунок. Лицевым  называют кирпич, у которого две смежные грани тычок и ложок имеют ровную гладкую поверхность, покрашены, покрыты глазурью или офактурены. Наиболее распространены следующие виды декоративной кладки:
·        Готическая кладка – это кладка, в которой каждый ряд наружной версты выполнен чередованием одного тычкового кирпича с одним ложковым, а в смежных рядах швы перевязаны.
·        Крестовая кладка это кладка, в которой каждый ряд наружной версты выполнен чередованием одного тычкового кирпича с двумя ложковыми, а в смежных рядах швы перевязаны.
·        Кладка со сплошными вертикальными швами – это кладка, в которой в наружной версте тычковый ряд чередуется через несколько ложковых, причем вертикальные швы тычкового и ложковых рядов совпадают.
·        Кладка с прерывающимися вертикальными швами – это кладка, в которой в наружной версте тычковый ряд чередуется через несколько ложковых, причем вертикальные швы в ложковых рядах совпадают, а по отношению к тычковому нет.
4. Практическая часть
1.        Нарисовать фасадный вариант декоративной кладки (крестовую, готическую, с прерывающимися вертикальными швами или со сплошными вертикальными швами).
2.        На декоративной кладке нарисовать свой вариант рисунка (или см. приложение).
3.        Используя рисунок начертить порядовую раскладку кирпича двух первых рядов кладки, отмечая цветом кирпичи рисунка.
 Вывод: (формулируется учащимися самостоятельно)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План учебного занятия
Тема: Понятие о смешанной кладке
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает технологию выполнения смешанной кладки;
на уровне применения:
выполняет смешанную кладку;
на уровне творчества:
обновляет смешанную кладку из различных материалов;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении смешанной кладки;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.
Тип урока – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»; плакат № 16; макет № 39; карточки-задания; задания-триады
Технологическая карта урока
Структура урока
Технология урока
Дидактическая структура
Методическая подструктура
Метод обучения
Средства обучения
ФОДУ
1. Мотивация, стимулирование деятельности учащихся, целевая установка
1.1. Введение в проблемную ситуацию, формулирование проблемы.
Назовите причины укладки бетонных и керамических камней в иной технологической последовательности
а) размеры камней
б) высота ряда
в) подвижность раствора
1.2. Устный опрос учащихся
а) Перечислите особенности возведения конструкций из керамических камней
б) Назовите операции по укладке тычковых рядов
б) Назовите операции по укладке ложковых рядов
1.3. Самостоятельная работа учащихся «Решение триад»
Проблем
ный









Репродуктивный






Поисковый
Система вопросов









Система вопросов






Задания-триады
Фронталь
ная









Фронталь
ная






Индивидуальная
2. Формирование новых понятий и способов действия

2.1. Объяснение нового материала
а) понятие смешанной кладки
б) необходимые условия смешанной кладки
в) смешанная кладка из бетонных камней и одинарного керамического кирпича
2.2. Устный опрос учащихся
а) дайте определение смешанной кладки
б) перечислите способы перевязки смешанной кладки
Проблем
ный








Репродуктивный 
Плакат,
макет








Система вопросов
Фронталь
ная








Фронталь
ная
3. Применение новых понятий
3.1. Формирование творческих команд
 3.2. Самостоятельная работа команд
3.3. Отчеты каждой команды
3.4. Организация дискуссии
3.5. Анализ деятельности команд
3.6. Формирование новой проблемы: «В каких случаях кладку следует перевязать арматурой, а когда тычковыми рядами»


Проблемный


Информационный


Карточки-задания


Слово педагога


Команд
ная


Фронталь
ная
4. Выдача домашнего задания
Стаценко, А.С. Технология каменных  работ в строительстве / А.С. Стаценко. – Минск, 2007.
Cтр. 153-157



5. Рефлексия
Палитра



         

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примеры составленных заданий – триад
Вариант №1
Уровень
Кельма
Метр
К


И
Вариант №2
138
65
88
К


М
Вариант №3
Кирпично-бетонная кладка

Колодцевая
 кладка
Кладка по трехрядной системе
П


О
Вариант №4
15
10
50
М


У
Вариант №5
Один тычек – один ложок
Один тычок –
пять ложков
Один тычек –
три ложка
О


Т
Вариант №6
300
700
1500
Т


М
Вариант №7
Горизонтальными рядами на плоскости
Вертикальными рядами на плоскости
Вертикальными рядами на дуге
Р


Л

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Тема:  Кладка с электропрогревом.

незамерзшая кладка           незамерзшая кладка            замерзшая кладка                    
        по одному                              группами                               по одному
        через 2 ряда                        через 4-6 рядов                 через 2-3 ряда
                                                                                                              
              

               










          T > 00 C                        T > 00 C                                   T > - 50 C




ПРИЛОЖЕНИЕ 7
     Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея



Этапы исследования
Этап 1. Поиск проблемы
Факторы, влияющие на прочность каменных конструкций
Этап 2. Разработка проблемы
Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея
Этап 3. Планирование исследования
v Изучить происхождение названия слова «Колизей»
v Когда, кем и для чего был построен Колизей
v Определить свойства материалов, применяемых при строительстве
v Изучить архитектурно-строительное решение
v Мероприятия, проводимые при торжественном открытии Колизея
v Изучить периоды разрушения Колизея
v Определение доли частичного разрушения
Этап 4. Выполнение практической части исследования
Этап 5. Обработка данных
Этап 6. Интерпретация данных
Этап 7. Презентация работы
ПРИЛОЖЕНИЕ 8





ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Обязательная контрольная работа
Учебный предмет: Специальная технология
Специальность 3-70 02 51 Производство строительно-монтажных и ремонтных работ
Квалификация 3-70 02 51-53 Каменщик
I.        Выберите правильный ответ
1. Толщина стены в 2,5 кирпича, а в мм это …
а) 620               б) 640                 в) 630
2. Для армирования столба 2х1,5 кирпича применяют сетку с размерами
(в мм) ...
а)  510х380       б) 520х390           в) 516х386
3. Кладку без кельмы выполняют способом
а)  вприжим     б) вприсык          в) вприсык с подрезкой
4. Кирпичная перемычка,  укладываемая вертикальными рядами на плоскости называется …
а) рядовой         б) лучковой       в) клинчатой
5. При кладке стены в 2 кирпича по многорядной системе перевязки во втором ряду забутку укладывают …
а) ложками       б) тычками         в) отсутствует
6. При кладке стен из керамических камней применяют последовательность
        а)                                      б)                               в)
наружная верста       внутренняя верста     наружная верста
    забутка                       забутка                   внутренняя верста
внутренняя верста    наружная верста              забутка
7. Для того чтобы раствор был гидроизоляционным в него добавляют …
а) поташ           б) гипс                в) жидкое стекло
8. Зазор между настилом лесов и стеной должен быть не более (в мм) …
а) 50                  б) 20                    в) 30
9. Швы могут быть не заполнены раствором на глубину не более (в мм) …
а) 10                  б) 20                    в) 15
10. Простенок шириной в 3 кирпича производительнее выполнять по системе перевязки …
а) многорядной      б) однорядной      в) трехрядной
II. Выберите правильные ответы 
1. Прочность кладки зависит от …
а) величины горизонтальной нагрузки                   б) формы камня                                                   
в) марки раствора                           г) принятой системы перевязки
2. Керамические камни выпускают с пустотами для того чтобы …
а) повысить прочность конструкции       б) уменьшить вес конструкции 
в) повысить теплоизоляцию стен             г) повысить устойчивость стен
3. Назовите способы кирпичной кладки для верст с полным заполнением швов
а) вприжим                                    б) вприсык с подрезкой
в) вприсык                                     г) вполуприсык
4. Армирование кирпичной кладки позволяет …
а) увеличить несущую способность конструкции            
б) уменьшить площадь поперечного сечения конструкции
в) получить больше свободного пространства в помещении            
г) улучшить внешний вид кладки
5. Перечислите достоинства облегченной кладки…
а) уменьшение расхода кирпича и раствора        б) снижена стоимость кладки 
в) возможность осадки сыпучего утеплителя      г) меньшая прочность
III. Верно ли утверждение
Известь добавляют в строительный раствор для увеличения его прочности.
а) да             б) нет
IV. Допишите предложение
 Кирпич, у которого две смежные грани тычок и ложок ровные, окрашены, покрыты глазурью или офактурены, называют …… 

V. Установите правильную технологическую последовательность
 1. Выполнение операций при кладке примыканий 2х1,5 кирпича по однорядной системе перевязки.
          А. Со стороны наружной версты основной стены уложить три трехчетвертки;
Б. Укладка тычковой наружной версты 2-го ряда примыкающей стены;
В. Укладка тычковой внутренней версты 1-го ряда основной стены;
Г. Укладка ложковой наружной версты 1-го ряда примыкающей стены;
Д. Укладка ложковой внутренней версты 2-го ряда основной  стены;
Е. Укладка тычковой наружной версты 1-го ряда основной стены;
Ж. Укладка тычковой забутки;
З. Укладка ложковой наружной версты 2-го ряда основной стены;
И. Укладка тычковой внутренней версты 1-го ряда примыкающей стены;
К. Укладка ложковой внутренней версты 2-го ряда примыкающей стены.
2. Подготовительных работ кирпичной кладки
А. Организация рабочего места;
Б. Закрепление причалок;
В. Установка маяков;
Г. Выверка порядовок;
Д. Установка и закрепление порядовок;
Е. Устранение провисания причалок
VI. Установите соответствие
Название  инструмента
Назначение инструмента
1. Кельма
2. Молоток-кирочка
3. Расшивка
4. Швабровка
5. Растворная лопата
6. Отвес
а) для заглаживания стенок вентканалов
б) для подачи раствора на стену
в) для рубки, тески и осаживания кирпича
г) для определения вертикальности кладки
д) для уплотнения раствора в швах
е) для разравнивания и подрезки раствора

VII. Назовите выделенные детали на рисунке


VIII. Дополнить
Описать технологический процесс кладки лучковой перемычки. 

IX. Решить задачу
Определить расход раствора для кладки стены из силикатного модульного кирпича толщиной в 1,5 кирпича, длиной 10м, высотой 20 рядов, если она имеет проем длиной 1м и высотой 1м.





Комментариев нет:

Отправить комментарий