суббота, 7 апреля 2018 г.

Планирование учебных занятий по теме «Основы экологии и охраны окружающей среды»


На изучение данной темы отводится 4 учебных часа (2 спаренных учебных занятия). Все они проводятся в виде уроков.  Предлагаю два плана учебных занятий и два кратких конспекта. Планы учебных занятий составлены с обучающей целью на уровне понимания, применения и творчества. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для обучения каменщиков.

План учебного занятия
Тема: Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды
Цели:
обучающая
на уровне представления:
руководствуется основными направлениями государственной политики в сфере охраны окружающей среды;
на уровне понимания:
раскрывает основные приоритеты экономической политики;
воспитательная – способствовать формированию самоценности личности;
развивающая  способствовать формированию коммуникативных способностей.

Тип учебного занятия – изучение и  первичное закрепление знаний
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Основы экологии и охраны окружающей среды»
Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся
   б) проверка готовности учащихся к уроку    

II. Изложение нового материала:
     1. Мировая стратегия устойчивого развития
     2. Концепция устойчивого развития страны
     3. Основные приоритеты экономической политики
     4. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

IV. Закрепление изученного материала:
1.    Назовите город, где прошла конференция с «Повесткой дня на XXI век»?
2.    Перечислите экологические аспекты мировой стратегии устойчивого развития?
3.    Назовите основные экологические проблемы РБ?
4.    Перечислите основные направления экологической политики РБ?
5.    Назовите виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства?
6.    Назовите цель Концепции устойчивого развития страны?

V. Содержание задания на дом: Конспект
VI. Рефлексия: Цветопись

Конспект учебного занятия
Тема: Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды

1.     В 1992 году в Рио-де-Жанейро прошла конференция, на которой был принят ряд документов, определяющих глобальную стратегию мирового сообщества на будущее, которое предусматривает сохранение окружающей среды и создание здоровой сбалансированной экономики для всех народов. Мировая стратегия устойчивого развития отдает приоритеты экологическому аспекту, который предполагает:
·        Охрану окружающей среды;
·        Рациональное природопользование;
·        Сохранение биоразнообразия;
·        Экологически безопасное применение современных технологий и химических веществ.

2.     20 марта 1996 года бала разработана Национальная стратегия устойчивого развития РБ. Ее цель: обеспечение стабильности социально-экономического развития при сохранении окружающей среды и рациональное использование природоресурсного потенциала для создания максимально комфортных условий жизни населения РБ. Проблемы: ухудшение состояния здоровья населения в результате низкого качества окружающей среды; ухудшение состояния биоразнообразия в связи с осушением болот; истощение природных ресурсов и проблемы вырабатываемых карьеров. Для решения этих проблем надо:
·        Совершенствование экономической и природоохранной политики;
·        Тщательная привязка расходов к экономически высокоэффективным проектам;
·        Развитие организованной инфраструктуры и создание соответствующего потенциала, включая подготовку кадров, образование, программ обмена;
·        Учет опыта и ошибок стран Запада.

3.     Основные приоритеты в экономической политике:
·        Уменьшение выбросов и сбросов за счет улучшения технологий;
·        Применение естественных энергоносителей для получения энергии;
·        Увеличение экономичности двигателей автомобилей;
·        Повышение теплотехнических характеристик жилых домов с целью уменьшения расходов топлива;
·        Уменьшение потерь при передаче электрической и тепловой энергии
·        Уменьшение выбросов за счет увеличения КПД электрооборудования.
        Для осуществления этой политики необходимо осуществление доступа к экологической информации и участие в принятии экологических решений. Население должно знать экологическую информацию о потребительских товарах, о проверке производства по выпуску экологически безопасной  продукции.

4.     Виды ответственности за нарушение законодательства об охране природы:
·        Уголовная, когда совершено общественно опасное, противоправное преступление, приведшее к значительному ущербу, связанному с гибелью людей или особо крупным материальным потерям;
·        Административная, когда нарушены права государственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или общественного имущества;
·        Имущественная т.е. возмещение нарушителем ущерба, причиненного его неправомерными действиями;
·        Дисциплинарная за ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению без нанесения значительного ущерба состоянию природы или здоровью граждан.
К нарушителям природоохранного законодательства могут применяться различные санкции: лишение свободы, штраф, возмещение причиненного вреда, прекращение прав пользования природными ресурсами и др.

План учебного занятия
Тема: Основные экологические понятия
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
раскрывает основные экологические понятия;
на уровне применения:
выполняет мероприятия по охране окружающей среды в строительстве;
на уровне творчества:
совершенствует мероприятия по охране окружающей среды в строительстве;
воспитательная – способствовать формированию самоценности личности;
развивающая   способствовать формированию коммуникативных способностей.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Основы экологии и охраны окружающей среды»

Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся
   б) проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение изученного материала:
     1. Мировая стратегия устойчивого развития
     2. Концепция устойчивого развития страны
     3. Основные приоритеты экономической политики
     4. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

III. Изложение нового материала:
     1. Основные экологические понятия
     2. Виды экосистем
     3. Нарушение устойчивости экосистем
     4. Экологическая безопасность

IV. Закрепление изученного материала.
1.     Назовите основные экологические понятия?
2.     Дайте определение экосистеме?
3.     Сформулируйте определение экологической ниши?
4.     Перечислите виды экосистем?
5.     Назовите отличительные особенности антропогенной экосистемы?
6.     Назовите основные факторы нарушающие устойчивость экосистем?
7.     Сформулируйте определение экологической безопасности?
8.     Перечислите методы обеспечения экологической безопасности при строительстве?

V. Содержание задания на дом: Конспект
VI. Рефлексия: Минуты моей жизни

Конспект учебного занятия
Тема: Основные экологические понятия

1.     К основным экологическим понятиям относят:
·        Экосистема – пространственно-определенная совокупность живых организмов и среды их обитания, объединенных вещественно-энергетическими и информационными взаимосвязями.
·        Популяция – совокупность особей вида с общими условиями, необходимыми для поддержания его численности на определенном уровне в течение длительного периода, и с известными  свойствами, определяющими единство особей.
·        Экологические факторы – отдельные элементы среды, которые вызывают у живых организмов приспособленные реакции.
·        Экологическая ниша - место организма в природе и весь образ его жизнедеятельности, включающий отношение к факторам среды, видам пищи, времени и способам питания, местам размножения, укрытий.
2.     Виды экосистем:
·        Естественные (природные), которые формируются под влиянием природных факторов,  (лес, водоем)
·        Антропогенные (искусственные), которые создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (город, лесопосадки)
·        Автотрофные, которые находятся на энергетическом самообеспечении (потребляющие солнечную или химическую энергию)
·        Гетеротрофные используют химическую энергию, которую получают вместе с углеродом от органических веществ, или энергию созданных человеком энергетических устройств (океан, горы).

3.                   По своим результатам воздействия на природную среду могут быть:     Положительные, которые направлены на улучшение окружающей среды: рекультивация земель; очистка вод и воздуха; создание различных заповедных и водоохранных зон.
Отрицательные:
·        Прямые воздействия приводят к наиболее существенным изменениям: замещение почвы асфальтом и бетоном; строительство зданий и сооружений, смена растительности, животного мира, почв;
·        Косвенные представляют собой химическое, радиоактивное и другие виды загрязнения окружающей среды;
·        Выбросы в атмосферу;
·        Нерациональное использование природных ресурсов;
·        Шумовое воздействие,  источниками которого  являются различные виды транспорта и промышленные предприятия.

4.     Экологическая безопасность – допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.
Строительство оказывает влияние на окружающую среду, поэтому должны быть мероприятия по ее охране:
·        Рекультивация земель;
·        Предотвращение потерь природных ресурсов;
·        Предотвращение или очистка вредных выбросов в почву, водоемы, атмосферу.






Комментариев нет:

Отправить комментарий