среда, 21 марта 2018 г.

Вечер-конкурс «Счастливый случай» для квалификации «Каменщик»


Методическая  разработка знакомит с программой вечера-конкурса «Счастливый случай», который состоит из 2-х отделений.  Материал подобран для проведения внеклассного мероприятия в группах по квалификации «Каменщик».


Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Брестского облисполкома

                                                                 
Учреждение образования
«Березовский государственный  профессиональный
лицей строителей»

  
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕЧЕР-КОНКУРС
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ «КАМЕНЩИК»
Автор:                                                                                       Л.Н. Мшар 
Занимаемая должность:                    преподаватель учебного предмета                                               «Специальная технология»
Категория:                                                                                            высшая
                                                                            



 БЕРЕЗА
2018
       

СОДЕРЖАНИЕ
1.     Аннотация ………………………………………………………………… 3
2.     Введение…………………………………………………………………… 4-5
3.     Последовательность действий, обеспечивающих проведение игры   6
  1. Сценарий конкурса «Счастливый случай»…………………………7-11
  2. Заключение ……………………………………………………………….. 12
  3.     Приложения ……………………………………………………………….13-14

АННОТАЦИЯ
Методическая  разработка знакомит с программой вечера-конкурса «Счастливый случай», который состоит из 2-х отделений. 
Первое отделение:
·        Вступительное слово ведущего;
·        Доклад  о новых видах каменных материалов, новых технологиях каменных
·        работ;
·        Просмотр видеофильма о видных строениях;
·        Музыкальная пауза;
·        Посещение выставки «Продукция каменной  мастерской».
Второе отделение:
·        Игровой конкурс между командами по квалификации «Каменщик»;
·        Награждение победителей;
·        Заключительное слово преподавателя.
Автором подобран материал для проведения внеклассного мероприятия в группах по квалификации «Каменщик».

ВВЕДЕНИЕ
Принцип  активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода ответственность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий  и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра организует учащихся и воспитывает у них чувство ответственности друг за друга, развивает логическое мышление, закрепляет знания по учебному предмету. Вечер-конкурс можно назвать вечером межпредметных связей. Вечера межпредметного содержания проводятся с целью реализации межпредметных связей в учреждениях профессионально-технического образования. Их значение – обобщить и синтезировать знания учащихся по разным учебным предметам, развивать и укреплять интерес учащихся к изучению избранной специальности. Вечер строится на материалах, которые должны привлечь внимание учащихся.
В игре участвует две команды по 5 человек. Перед началом игры провести жеребьёвку.
Сценарий состоит из семи конкурсов. У каждого конкурса своя функция в игре:
1-ый конкурс.  Разминка. Закрепляет знания по учебному предмету «Специальная технология». Каждая команда отвечает на вопросы ведущего в течение 2-х минут.
2-ой конкурс. Ты мне  – я тебе. Выясняет возможность учащихся грамотно составлять вопросы, развивает чувство уважения между командами. Участники команд задают по одному вопросу друг другу.
3-ий конкурс. Темная комната. Своеобразная практическая часть. Воспитывает у учащихся чувство ответственности друг за друга. Каждый участник подходит к мешку с предметами.
4-ый конкурс. Прочти фразу. Разгрузочный конкурс на быстроту и внимательность. Командам предлагается рисунок из букв и линий.
5-ый конкурс. Конкурс капитанов. Выявляет интеллект учащихся. Капитаны вытягивают по одному вопросу и дают на них ответы.
6-ой конкурс. Логическая цепочка. Концентрирует внимание. Преподаватель называет первую операцию  технологического процесса кладки, а учащиеся по одному её продолжают.
7-ой конкурс. Домашнее задание. Организует и сплачивает команду. Реклама частной фирмы.
  Разработка может быть применена по другим квалификациям и использоваться как игровые моменты на учебных занятиях.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ:

1.       Формирование творческих групп.
2.       Введение в проблемную ситуацию. Актуализация целей предстоящей деятельности, обсуждение и выбор методов их достижения.
3.       Работа по командам. Подготовка решений, оформление результатов. Работа в творческих группах заключается в создании реальных условий для самостоятельного поиска в решении проблемы и выработке индивидуальных и групповых позиций по обсуждаемой проблеме.
4.       Предъявление результатов. Дискуссия. Происходит выработка общей концепции. При обсуждении сначала выступает основной докладчик первой группы, его дополняют другие участники этой же группы (дополнительное разъяснение). Затем выступают участники других групп.
5.       Оценка деятельности команд, ее результатов. Рефлексия.

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Вступительное слово ведущего, представление жюри и участников команд (по 5 человек), выдача жюри таблицы подведения результатов игры. (Приложение 1)
Конкурс 1. Разминка
Каждая команда отвечает на вопросы ведущего в течение 2-х минут. Правильный ответ – 2 балла, неточный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
Вопросы 1-й команде
1.     Назовите часть стены над проёмом? (Перемычка)
2.     При выполнении какой кладки применяют трамбовку? (Бутовая кладка)
3.     Назовите временные устройства, устанавливаемые на грунт и предназначенные для возведения кладки на всю высоту здания? (Леса)
4.     Как каменщики называют смещение вертикальных швов? (Перевязка)
5.     Назовите толщину горизонтальных швов в кладке? (10-12мм)
6.     Назовите способ укладки кирпича для забудки? (Вполуприсык)
7.     Назовите инструмент каменщика для уплотнения раствора в швах? (Расшивка)
8.     Дайте название крайнего ряда в кладке, обращённого наружу? (Наружная верста)
9.     Назовите систему перевязки, в которой тычковый ряд укладывается через  пять ложковых? (Многорядная)
10.                       Дайте название самой маленькой грани кирпича? (Тычковая поверхность)
11.                       Назовите размеры одинарного кирпича? (250х120х65)
12.                       Назовите назначение растворного ящика?  (Для хранения раствора)
13.                       Если толщина стены в 2 кирпича, то в мм это- ? (510 мм)
14.                       Назовите инструмент каменщика для проверки горизонтальности и вертикальности рядов кладки? (Уровень)
15.                       Стена, в которой          часть кладки заменена теплоизоляционным материалом, называется …? (Облегченной)
Вопросы 2-й команде
1.     Назовите  часть стены между проёмами? (Простенок)
2.     Контроль качества какой кладки проверяют гибким уровнем? (Бутовая кладка)
3.     Назовите временные устройства, устанавливаемые на перекрытия и позволяющие выполнять кладку в пределах высоты этажа? (Подмости)
4.     Как каменщики называют чередование тычковых и ложковых рядов? (Система перевязки)
5.     Назовите толщину вертикальных швов в кирпичной кладке? (8-10мм.)
6.     Назовите способ укладки кирпича, при котором ее называют «впустошовку»? (Вприсык)
7.     Назовите инструмент каменщика для заглаживания стенок вентканалов? (Швабровка)
8.     Дайте название в кладке ряда, находящегося между верстами? (Забудка)
9.     Назовите систему перевязки, в которой тычковый ряд укладывается через три ложковых? (Трёхрядная)
10.                       Дайте название самой большой грани кирпича? (Опорная поверхность)
11.                       Назовите размеры утолщенного кирпича? (250х120х88)
12.                       Назовите назначение поддона?  (Для хранения кирпича)
13.                       Если толщина стены в 1,5 кирпича, то в мм это- ? (380 мм)
14.                       Назовите инструмент каменщика для проверки лицевой поверхности кладки? (Правило)
15.                       Кладка, выполненная из лицевого кирпича, называется …? (Лицевая)
Конкурс  2. Ты мне – я тебе
Учащийся 1-ой  команды задает вопрос игроку 2-ой команды, которого выбирает сам. Если игрок правильно отвечает на вопрос, то он задает свой  вопрос  игроку из 2-ой команды и т.д. Если игрок отвечает неправильно, то другой учащийся из 1-ой команды задает вопрос игроку во второй команде, которого тоже выбирает сам. Каждый вопрос – 1 балл, каждый ответ – 2 балла. Всего команда может задать 5 вопросов.

Конкурс 3. Темная комната
Каждый участник подходит к мешку, в котором находятся различные инструменты, предметы и др., вынимает одно из них и называет его назначение. Правильный ответ – 2 балла, неточный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
В мешок можно положить:
1.     Растворная лопата
2.     Угольник
3.     Шаблон
4.     Кельма
5.     Молоток-кирочка
6.     Отвес
7.     Расшивка
8.     Уровень
9.     Рукавицы
10.   Порядовка
Конкурс 4. Прочти фразу
Командам предлагается рисунок из букв и линий. Двигаясь по линии надо прочитать фразу. Кто первый даст правильный ответ, та команда получает 5 баллов. (Приложение 2)
Зашифрованная фраза: Судьба боится храбрых и подавляет трусливых.
Конкурс 5. Конкурс капитанов
Капитаны вытягивают по одному вопросу и дают на них ответы. Правильный ответ – 2 балла, неправильный ответ – 0 баллов.
Вопросы, подготовленные на бумажном носителе парами:
1.                Из-за одного из главных врагов камень «заболевает» отложением солей. 10-20 лет «болезнь» протекает без внешних признаков. Затем образовавшаяся корка внезапно отпадает, обнажая ослабленный камень, после чего начинается катастрофическое разрушение. Назовите этого врага. (Влага).
2.                Этот материал в переводе с греческого означает «нетленный, негорючий». Он был известен на Урале ещё в XVIII веке. Местные жители из этой сказочной «каменной кудели», ткали полотно, шили огнестойкие фартуки и рукавицы, изготовляли художественные изделия. Из-за волокнистого строения его называют горным льном. Что это за материал? (Асбест)
3.                Этот материал настолько прочно вошёл во все отрасли строительства, техники даже медицины, что кажется, он существовал с незапамятных времён. Это—вяжущее, «хлеб строительства», «клей для камня». Назовите этот материал?  (Цемент)
4.                Однако, проигрывая кирпичной кладке в долговечности и эксплуатации, этот материал позволяет создать конструкции, немыслимые для керамических камней. Наглядный пример этому — самый высокий мост в Европе. Он был построен в Сицилии. Строительство продолжалось пять лет и наконец над рекой Ирминио вознеслись пролёты моста. Их высота 155 метров. Что это за материал? (Железобетон).
5.                Верно ли высказывание: чем больше извести в растворе, тем он пластичнее (Да)
6.                Верно ли высказывание: чем выше здание, тем оно прочнее (Нет)
Конкурс 6. Логическая цепочка
Преподаватель называет первую операцию технологического процесса кладки и учащиеся по одному её продолжают. Оценивается до 10 баллов.
Вопрос 1-й команде: назовите рабочие операции кирпичной кладки:
·                   установка маяков
·                   закрепление порядовок
·                   закрепление причалки
·                   подача кирпича
·                   перелопать раствор
·                   подача раствора под наружную версту
·                   укладка наружной версты
·                   подача раствора под внутреннюю версту
·                   укладка внутренней версты
·                   подача раствора под забудку
·                   укладка забудки
·                   проверка правильности укладки ряда
·                   расшивка
Вопрос 2-й команде: назовите рабочие операции кладки из керамических камней:
·   установка маяков
·   закрепление порядовок
·   закрепление причалки
·   подача камня
·   перелопатить раствор
·   подача раствора под наружную версту
·   укладка наружной версты
·   подача раствора под забудку
·   укладка забудки
·  подача раствора под внутреннюю версту
·  укладка внутренней версты
·  проверка правильности укладки ряда
   расшивка
Конкурс 7. Домашнее задание
Реклама частной фирмы. Каждая команда предлагает свой вариант рекламы частной фирмы. Оценивать до 5 баллов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагог никогда не перестает учиться.
«Кто учит – учится», - говорили древние греки.
Все игры решают своим взаимодействием на участников три основные задачи:
·        воспитательные
·        образовательные
·        развлекательные
Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. Игровой стиль обучения наиболее продуктивен, т.к. игра дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения на основе общих замыслов и интересов. Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон, по приказу играть нельзя, только добровольно.
Применение на учебных занятиях игровых технологий позволяет:
·        оказывать комплексное воздействие на личность учащегося
·        улучшить межличностные отношения между учащимися
·        создать психологически комфортные условия обучения
·        содействовать становлению субъективных качеств личности учащихся
Хотелось бы надеяться, что реализация написанного в данной разработке вечера-конкурса подтолкнет читателя к самостоятельному созданию разработки по другим квалификациям или специальностям

ПРИЛОЖЕНИЕ1 

ТАБЛИЦА

ПОДВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ



№ конкурса
1-я команда
2-я команда
1.     «Разминка»
Правильный ответ – 2 балла
Неточный ответ – 1 балл
Неправильный ответ – 0 баллов


2.     «Ты мне – я тебе»
Вопрос – 1 балл
Ответ – 2 балла


3.     «Темная комната»
Правильный ответ – 2 балла
Неточный ответ – 1 балл
Неправильный ответ – 0 баллов


4.   «Прочти фразу»
     5 баллов


5.  «Конкурс капитанов»
Правильный ответ – 2 балла
Неправильный ответ – 0 баллов


 6. «Логическая цепочка»
     (до 10 баллов)


 7. «Домашнее задание»
    (до 5 баллов)



ПРИЛОЖЕНИЕ 2
































 

Комментариев нет:

Отправить комментарий