понедельник, 6 мая 2019 г.

Текст выступления к презентации «Вклад сварщиков в победу над фашизмом»


Текст выступления создан по слайдам, и дает более расширенную информацию к презентации.

ВКЛАД СВАРЩИКОВ В ПОБЕДУ НАД ФАШИЗМОМ
Слайд 1
Великая Отечественная война - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю советского народа. С момента окончания войны в  Беларуси прошло 75 лет. Слайд 2
Помня великие подвиги солдат, мы не должны забывать о подвигах тружеников тыла. Большой вклад в победу внесли и сварщики.
 Слайд 3
Цель: раскрыть вклад сварщиков в победу над фашизмом
Задачи:
Ø Показать влияние сварщиков при разработке военной техники и оружия
Ø Обосновать значение института им. Е.О. Патона при создании автоматической сварки под флюсом
Ø Показать героизм сварщиков в блокадном Ленинграде
Ø Охарактеризовать работу сварщиков при ремонте и восстановлении народного хозяйства
Слайд 4
Немного истории. 1802 г. – Петров открыл  электрическую дугу. 1882 г. Бенардос применил дугу для соединения металлов. Построен цельносварной мост через реку Днепр в г. Киеве. Основан институт электросвврки. В то время, когда рождалась и проходила первые испытания дуговая сварка под флюсом, фашизм готовил вторую мировую войну. По всем приметам, в новой войне техника должна была играть не последнюю роль, а производство техники, в том числе военной, уже немыслимо было без сварки.
Слайд 5
1919г.  -  подписан Версальский договор, который завершил Первую мировую войну. На Германию наложены жесткие ограничения на производство военной техники. Германия, отбросив ограничения Версальского договора, создает мощную танкостроительную промышленность. Для производства отдельных агрегатов (коробок передач, механизмов управления и др.) приспосабливаются и заводы гражданской промышленности. В 1936 году немцы создают новый танк Т-II, в 1939 году начинают выпускать более совершенные танки T-III и T-IV с 37- и 50-миллиметровыми пушками.
Слайд 6
Первого сентября 1939 года (Начало 2-й мировой войны) Германия выставила против польской кавалерии 3,5 тысячи танков, а в мае 1940 года - 8 тысяч против 4 тысяч танков Франции и Великобритании. Танковая армия Клейста продвигалась к Дюнкерку со скоростью 50-60 км в сутки. Фашистская пропаганда трубила о непобедимости германской армии. Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст – немецкий военачальник, с 1943 г. фельдмаршал, единственный фельдмаршал, кто умер в советском плену.
Слайд 7
Советский Союз вынужден был готовиться к защите. Основа обороноспособности страны была заложена в годы первой и второй пятилеток. В этот период создается передовая промышленность, строятся сотни заводов.
19 декабря 1939 года успешно прошел испытания и был рекомендован в производство средний танк Т-34, признанный впоследствии лучшим танком второй мировой войны. При его серийном изготовлении было решено максимально применить дуговую сварку.
Слайд 8
С точки зрения технолога-изготовителя танк - сложное инженерное сооружение, состоящее из корпуса и башни (а иногда нескольких башен). Корпус среднего танка, в свою очередь, разделен на отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Корпус танка собирается из катаных броневых плит толщиной от 45 до 90-120 мм. Эти плиты необходимо соединить в прочную конструкцию. И поэтому сварщику приходится рассматривать танк как сооружение, изготавливаемое не только путем сварки угловых и стыковых соединений в различных пространственных положениях, но еще и как сооружение, изготавливаемое из трудносвариваемого материала
Слайд 9
Танк Т-34 состоял более чем из трех тысяч деталей. Корпус и башня были сварены электродами со специальным покрытием, в составе которого много никеля и хрома. Совместная работа конструкторов и технологов увенчалась успехом. Танки Т-34 по приспособленности к массовому производству превосходили все танки, которым пришлось участвовать во второй мировой войне.
Слайд 10
С первых дней вероломного нападения на Советский Союз фашистские войска встретили неожиданный для них отпор пограничных войск и частей Красной Армии. В районе Луцка, Дубна, Ровно силами механизированных корпусов Юго-Западного фронта был нанесен сильный удар по соединениям немецкой танковой группы. Произошло крупнейшее танковое сражение начального периода войны, в котором с обеих сторон участвовало более 1500 танков. Здесь-то и обнаружилось превосходство новых советских танков. Но этих танков было еще очень мало, чтобы сдержать напор вражеской техники.
Слайд 11
К началу декабря 1941 года под Москвой немцы сосредоточили тысячу танков. Красная Армия располагала здесь только 667 машинами. Правда, многие из них были Т-34 и КВ. Несмотря на то, что общее превосходство в людях, артиллерии и танках оставалось на стороне врага, Ставка Верховного Главнокомандования принимает решение о контрнаступлении, в результате которого к концу января 1942 года немецко-фашистские войска были отброшены от Москвы на 80-100 км.
Слайд 12
Фашистским генералам пришлось сообщить фюреру неприятнейшее известие: советские танки явно превосходят по тактико-техническим данным германские танки Т-Ш и T-IV. Это был удар и по доктринам танковых генералов вермахта, и по престижу военной промышленности, и по конструкторским идеям «отца танков» Фердинанда Порше. Порш известен как конструктор оригинальной бронетехники. В 1930 г. был в СССР, и ему предложили остаться и работать в советской авто -  и танкопромышленности. Он ответил отказом, и когда немцы захотели узнать детали, то Порше ответил, что это коммерческая тайна.
Слайд 13
Правящие круги рейха принимают решение: увеличить выпуск существующих танков (т. е. качеству противопоставить количество) и приступить к разработке новых, более мощных танков. С 1941 по 1942 год число иностранных рабочих и военнопленных, занятых в промышленном производстве, возросло с 3 до 7 млн. человек, и если в 1941 году было изготовлено 5,2 тысячи танков и бронеавтомашин, то в 1942 году -  уже 9,3 тысячи. Чем могла ответить советская промышленность? Как преодолеть все трудности и обеспечить фронт оружием? Огромным героизмом была наполнена борьба советского народа за превращение восточных районов страны в кузницу победы. Через неделю-другую после выгрузки оборудования, эвакуированные предприятия начинали давать продукцию. Непрерывно, двадцать четыре часа в сутки танки, орудия, самолеты покидали территории заводов.
Слайд 14
Серьезным препятствием увеличению выпуска танков стало изготовление бронекорпусов. Наиболее «узким» местом в бронекорпусных цехах оказались участки сварки броневых плит. Возникла потребность в сотнях, тысячах высококвалифицированных сварщиков-ручников, которыми страна не располагала даже в мирное время. Подготовить в кратчайший срок нужных специалистов было немыслимо. Тем более, что фронт нуждался в людях не меньше, чем промышленность.
Слайд 15
В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки АН УССР эвакуировался из Киева на Урал, в Нижний Тагил. Здесь, в цехах Уралвагонзавода, разместились сварочные лаборатории и конструкторские бюро. Предстояла трудная и сложная работа. Патон задумал осуществить то, что не получилось в мирное время - разработать технологию, флюс и электродную проволоку для сварки брони. Сотрудники Института работали над автоматической сваркой под флюсом брони.  Броня - это сталь, содержащая больше примесей. Именно примеси придают ей свойства брони, в первую очередь  - твердость. Они же и «портят» сталь, делают ее капризной, чувствительной к нагреву и охлаждению.
Слайд 16
Много сил и энергии было затрачено на решение этой задачи, но получить положительные результаты так, и не удалось - в броневых швах возникали трещины. Сотрудники Института электросварки подбирали оптимальный режим сварки, испытывали различные флюсы и проволоки, сваривали куски броневой стали, вырезали образцы металла шва, шлифовали их, изучали под микроскопом, опять сваривали. Экспериментировали по двенадцать часов в сутки... Но трещинки нарушали монолитность шва, Но, между прочим, броня не трескается при ручной сварке покрытыми электродами. Чем же хуже автоматическая сварка под флюсом? Допустить появление трещин нельзя, но и отказаться от автоматической сварки невозможно, так как вместо одного рабочего-оператора, обслуживающего сварочный автомат, швы должны будут варить двадцать сварщиков высокой квалификации.
Слайд 17
Следовало учесть особенности металла и найти к ним подход (углерод в шве – причина появления трещин).
РЕШЕНИЕ: присадочную проволоку  предварительно уложить в разделку шва. При этом шов получался в основном из металлов электродной и дополнительной проволок, (в которых содержалось меньше углерода)  как и при ручной сварке. Более того, стало возможным регулировать состав шва, изменяя количество дополнительной проволоки.
Слайд 18
Чтобы приварить днище к борту – 20 часов при ручной дуговой сварке и 2 часа при автоматической. Экономия электроэнергии – 42 %. Одна установка заменяла 7 трансформаторов, но главное качество и количество.
Легенда: ходит по цехам седоусый академик, выстукивает молоточком и выслушивает каждый танк, и если он дает добро, то за машину можно не беспокоиться.
К лету 1942 года в Красной Армии было уже 4065 новых танков. Во второй половине 1942 года советская промышленность дала больше танков, чем промышленность фашистской Германии. Но в советском танкостроении проблема автомата оказалась не единственной. Судьба готовила новому способу сварки и создавшему его коллективу серьезное испытание на научно-техническую зрелость: подходил к концу запас флюса АН-1, выплавленного еще до войны в Донбассе, оккупированном теперь немцами. В институт начали поступать запросы: «Где получить флюс? Можно ли наладить его производство собственными силами?» Возникла реальная угроза отказа от автоматической сварки и возврата к ручной.
Слайд 19
В конце тридцатых годов за рецепт своего флюса для сварки обыкновенной стали фирма «Линде» (США) запросила десять миллионов долларов. Патон сберег стране эти деньги, разработав флюс АН-1. Теперь, когда потребовался флюс-заменитель, стало понятно, что в то время было сделано нечто большее, прямо-таки бесценное. ФЛЮС АН-2. Составить его удалось всего из четырех минералов; песка, известняка, марганцевой руды и небольшого количества полевого шпата.
Слайд 20
Летом 1942 года были улучшены боевые качества тяжелого танка КВ. В частности, на его башне была установлена командирская башенка, что улучшило обзор из танка, облегчило ведение боя. Позднее такую же башенку начали ставить и на тридцатьчетверках. На заводах, где выпускались танки KB и Т-34, Институт электросварки внедрил специальные установки для сварки под флюсом кольцевых швов командирских башенок.
Слайд 21
К июлю 1943 года немецко-фашистское командование сконцентрировало в районе Курска около 50 дивизий, в том числе 17 танковых, насчитывавших 2700 танков. Но Советский Союз уже выиграл промышленное сражение с Германией. Ежемесячный выпуск в это время составлял три тысячи танков. Ставка Верховного Главнокомандования смогла выделить в район Курска 3600 танков и САУ, 20 тысяч орудий и минометов. 12 июля разгорелось невиданное в истории второй мировой войны танковое сражение, в котором сразу столкнулись 1200 танков. Советские танкисты смело вступали в бой с фашистскими танками любых типов. На Курской дуге были полностью разгромлены 7 танковых дивизий гитлеровцев.
Слайд 22
Патон, работавший тогда научным сотрудником, вспоминая то время, пишет: «Блестящая победа наших войск на Курской дуге летом 1943 года предоставила большие возможности для изучения качества сварки немецких машин. Собранные данные показали, что все швы сваривались вручную, качество сварки было значительно ниже, чем на наших танках. Первый слой имел небольшие размеры и выполнялся аустенитными электродами (нельзя нагревать), остальная часть шва создавалась многослойной сваркой ферритными электродами (хром + углерод, металл имеет твердость и хрупкость, что является причиной появления трещин). Все сечение этой части было поражено порами».
Слайд 23
Не случайно после смерти Е.О. Патона на здании института сделана мемориальная доска, рядом с институтом находится памятник ему и детищу всего института – танку Т-34. В честь 100 - летия со дня рождения Б.Е. Патона, ему поставлен бюст рядом со зданием института. (Родился в 1919 году)
Слайд 24
В период 1941 - 1945 гг. большой вклад в освоение выпуска военной продукции внесли сотрудники лаборатории сварки Горьковского автомобильного завода. За короткое время одновременно с выпуском автомобилей на заводе было налажено изготовление самоходных артиллерийских установок, снарядов для ракетных установок и другой военной продукции.
Слайд 25
В труднейших условиях пришлось работать сварщикам Ленинграда, особенно в дни блокады. В апреле 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве бензопровода в осажденный город через Ладожское озеро. С 5 мая по 15 июня, немногим больше чем за месяц, было сварено 30 километров труб диаметром 100 мм, причем участок трассы в 21,5 километра пролег по дну озера. Из 4500 стыков только в одном обнаружились дефекты. Трубы эксплуатировались при давлении 1,2—1,5 МПа (12—15 атм) более 20 месяцев.
Слайд 26
С честью выполнили сварщики важное задание Государственного Комитета Обороны по скоростному строительству барж для «дороги жизни». На них осажденному городу доставляли продукты питания, вывозили на «Большую землю» детей и женщин. Секции барж сваривали на Балтийском заводе. Собранный из них корпус (на прихватках) затем вновь разбирали, и его части перевозили по железной дороге на берег Ладожского озера (водный путь был отрезан врагом). Здесь из секций было изготовлено 14 барж общим водоизмещением 12 тысяч тонн. Поскольку баржи строили из плоских листов, их обводы имели клинообразную форму. Такая конструкция позволила намного упростить изготовление судов.
Слайд 27
В годы войны возникла потребность в подводной сварке и резке металлов при ремонте кораблей, мостов, при аварийных и спасательных работах. Иссле­дования и разработку техники сварки и резки под водой выполнил инженер К.К. Хренов.
Результаты всесторонних исследований свойств и состава металла швов, сваренных под водой, показали возможность применения сварки для ремонта подводных частей корпусов кораблей прямо на плаву. С этой целью было создано несколько станций подводного судоремонта. Хренов подготовил для них подробные инструкции и методические пособия.
Слайд 28
Трудно переоценить значение сварки для строительства новых и восстановления разрушенных зданий, домен, шахт, мостов и многих других сооружений. До войны нефтяные резервуары объемом свыше 5000 м3 сооружали только с помощью клепки. В 1945 г. инженер Института электросварки предложил изготавливать отдельные части (стенки, крышки) крупных резервуаров в цехах с помощью автоматической сварки в виде больших полотнищ и свернутыми доставлять на площадки, где заваривать только монтажные стыки. В послевоенные годы эта индустриальная технология изготовления нефтехранилищ методом рулонирования сыграет большую роль в восстановлении народного хозяйства.
Слайд 29
Война открыла широкую дорогу сварке и в энергетику. В каждом котельном агрегате тепловой электростанции довоенной постройки имелось по три-четыре барабана  - огромных цилиндрических бочек со сферическими днищами. Изготовление этой самой сложной и ответственной части требовало специального мощного кузнечно-штампового оборудования, причем на какие-либо виды сварки или подварки был наложен строжайший запрет - взрыв котла грозил разрушением всей электростанции. Но началась война. При отступлении, чтобы вывести электростанцию из строя, обычно под сферическую часть барабана подкладывали взрывчатку и взрывали ее. Несмотря на полную исправность остального оборудования электростанции, пробоина в барабанах гарантировала невозможность эксплуатации. Смена барабана означала сборку нового котельного агрегата.
Слайд 30
В 1943 году в Краснодаре, только что освобожденном от фашистских войск, проходило заседание крайкома партии. Решался вопрос о пуске городской электростанции. Станция с турбиной, коммуникациями, приборами и другим оборудованием была цела, только... в четырех барабанах котлов зияли пробоины. По тем временам решение было рискованнейшее — «отремонтировать барабаны сваркой».  Предлагалось вырезать поврежденные участки, из одного барабана сделать заплатки и вварить их в остальные три барабана. Четыре московских сварщика, имевших опыт сварки металла большой толщины, вручную, капля за каплей, слой за слоем заполняли стыки между заплатами и стенками барабана. Барабан был предварительно нагрет до температуры 300°С - только так можно было получить хорошую структуру шва и околошовной зоны. 680 кг электродов превратились в руках сварщиков в мощные швы, обеспечили монолитность барабанов. Восстановленные сваркой барабаны выдержали гидравлическое давление, в два раза превышающее рабочее. Такого применения сварочной дуги не знала мировая практика. Станция была пущена в кратчайший срок.
Слайд 31
Заслуги и награды сварщиков за годы ВОВ
Е.О. Патон -  Герой Социалистического Труда
Десять сотрудников института  - ордена и медали.
Работа Хренова и сварщиков-подводников была отмечена правительственными наградами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий