На изучение данной темы отводится 4 учебных часа (два
спаренных учебных занятия). Все они проводятся в виде уроков. Предлагаю два
плана учебных занятий и два кратких конспекта. Планы учебных занятий составлены
с обучающей целью на уровне понимания, применения и творчества. Планированием
могут воспользоваться педагогические работники для обучения монтажников санитарно-технических систем и
оборудования.
План
учебного занятия
Тема: Соединение чугунных труб на
твердеющих заполнителях
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает технологию
соединения чугунных труб на
твердеющих заполнителях;
на уровне применения:
выполняет соединение чугунных
труб на твердеющих заполнителях;
на уровне творчества:
переносит
имеющийся опыт по соединению чугунных труб на твердеющих заполнителях для
разрешения нетиповой проблемной ситуации.
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при
выполнении соединения чугунных труб на твердеющих заполнителях;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического
мышления.
Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Соединение чугунных труб»; плакат № 8;
макеты: «Переходной патрубок», «Колено», «Конопатка», «Чеканка»; натуральные
образцы: «Цемент», «Смоляная прядь», «Сера»; учебный фильм «Герметизация стыков
в канализационной трубе».
Содержание урока:
I. Организационная часть:
а) учет явки учащихся;
б) проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала:
1. Соединения бандажного типа
2. Раструбные (муфтовые) соединения
3. Клеемеханические соединения
III. Изложение нового материала:
1.
Чугунные фасонные
части
2.
Заделка раструбов
цементом
3.
Заделка раструбов
асбестоцементной смесью
4.
Заделка раструбов
расширяющимся цементом
5.
Заделка раструбов
расплавленной серой
IV. Закрепление изученного материала:
1.
Перечислите виды
фасонных частей для соединения чугунных труб?
2.
Сформулируйте
определение раструба?
3.
Назовите способ
заделки раструба канализационных труб?
4.
Перечислите
способы заделки раструбов чугунных труб?
5. Назовите способ заделки раструба водопроводных труб?
6. Назовите способ заливки серы в раструб?
7. Перечислите в технологической последовательности
операции по заделке раструбов цементом?
V. Содержание задания на дом: Стр. 46-54
VI. Рефлексия: Портрет
Конспект учебного занятия
Тема: Соединение чугунных труб на
твердеющих заполнителях
1. Чугунные трубы соединяют с помощью раструбного
соединения, для чего их изготовляют с уширением на одном конце. Раструбы бывают
гладкие и с желобком. При сборке чугунных труб в раструб одной трубы вставляют
гладкий конец другой трубы. Зазор между трубами заполняют уплотнителем.
Присоединение боковых ответвлений, изменение диаметров трубопроводов
осуществляют с помощью чугунных фасонных
частей: патрубок, колено, отвод, тройник, крестовина, муфта, ревизия,
отступ.
2. Заделку
раструбов цементом выполняют при
соединении канализационных труб. На гладкий конец трубы навертывают смоляную
прядь, скрученную в жгут диаметром 7-8 мм . Трубу вставляют в раструб. Конопаткой
жгут вгоняют в зазор раструба и уплотняют его. Жгут должен заполнять 2/3
глубины раструба. Приготавливают цемент: 10 частей цемента марки не ниже 300 и
1 часть воды перемешиваются. Оставшееся в раструбе место заполняют с помощью
совка увлажненным цементом и зачеканивают чеканкой до тех пор, пока чеканка не
станет отскакивать от цемента. Раструб сверху закрывают мокрой тканью.
3. Заделку
раструбов асбестоцементной смесью
выполняют при соединении водопроводных труб. На гладкий конец трубы навертывают
пеньковую прядь на глубину 25
мм и заполняют асбестоцементной смесью на глубину 25-30 мм . Асбестоцементная смесь
состава: асбестовое волокно – 30% , портландцемент марки не ниже 400 – 70% и
10% воды от массы смеси. Воду добавляют за 30-40 мин до использования.
4. Заделку
раструбов расширяющимся цементом
выполняют при соединении канализационных труб. На гладкий конец трубы
навертывают два витка пряди. Конец трубы с намотанной прядью вставляют в
раструб другой трубы и прядь осаживают. Трубу центрируют тремя металлическими
клиньями, проверяют равномерность зазора, клинья вгоняют молотком. Количество
цемента на один стык для труб диаметром 50 мм – 125 г , а для труб диаметром 100 мм – 250 г , затем добавляют воду
55-65% от массы цемента. Зазор стыка заливают раствором за один раз и штыкуют
его. Через 40 мин стык обертывают мокрой тканью или укладывают на 10-12 часов в
ванну с водой. После извлекают клинья, а отверстия заделывают расширяющимся
цементом.
5. Заделку
раструбов расплавленной серой
выполняют при соединении канализационных труб. Перед соединением серу и 10% каолина
1,5-2 часа разогревают в бачке, который установлен внутри специальной печи и
омывается минеральным маслом, нагреваемым до 130-1350 С. На трубу
наматывают 2-3 витка пряди, вставляют в раструб, прядь уплотняют, оставшуюся
часть раструба заливают серой. Это делают при помощи ковша на длинной ручке за
один прием, не разрывая струи. Количество серы на один раструб трубы диаметром 50 мм – 130 г , 100 мм – 205 г , 150 мм – 480 г . Твердеет сера за 5-10
мин.
План
учебного занятия
Тема: Соединение чугунных труб на
эластичных заполнителях
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает технологию
соединения чугунных труб на
эластичных заполнителях;
на уровне применения:
выполняет соединение чугунных
труб на эластичных заполнителях;
на уровне творчества:
переносит
имеющийся опыт по соединению чугунных труб на эластичных заполнителях для
разрешения нетиповой проблемной ситуации.
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при
выполнении соединения чугунных труб на эластичных заполнителях;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического
мышления.
Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Соединение чугунных труб»; плакат № 8;
натуральные образцы: «Резиновое кольцо», «Герметик»; макет «Приспособление для
соединения чугунных труб с резиновым кольцом».
Содержание урока:
I. Организационная часть:
а) учет явки учащихся;
б) проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала:
1.
Чугунные фасонные
части
2.
Заделка раструбов
цементом
3.
Заделка раструбов
асбестоцементной смесью
4.
Заделка раструбов
расширяющимся цементом
5.
Заделка раструбов
расплавленной серой
III. Изложение нового материала:
1.
Заделка раструбов
резиновым кольцом
2.
Заделка раструбов
герметиком
3.
Контроль качества
IV. Закрепление изученного материала:
1. Перечислите в технологической последовательности
операции по заделке раструбов резиновым кольцом?
2. Назовите основные части приспособления для стяжки
труб?
3. Перечислите в технологической последовательности
операции по заделке раструбов герметиком?
4. Назовите виды эластичных заполнителей?
5. Сформулируйте определение герметика?
6. Назовите способ подачи герметика в раструб трубы?
V. Содержание задания на дом: Стр. 54-56
VI. Рефлексия: Отметь себя на фото
Конспект учебного занятия
Тема:
Соединение чугунных труб на эластичных заполнителях
1.
При заделке раструбов резиновым кольцом
раструб должен быть с желобком. Поверхности труб и уплотнитель очищают.
Уплотнитель вставляют в желобок. Гладкий конец соединяемой трубы на
расстоянии 80-100 мм покрывают
графитоглицириновой смазкой. Выверяют положение труб в плане и по вертикали.
Далее надевают на трубы приспособление для стяжки и с его помощью плавно трубы
сближают. Приспособление состоит из захвата, тяг, упоров, винтового механизма.
2.
При заделке раструбов герметиком
поверхности труб зачищают, чтобы они имели шероховатую поверхность. Трубу
вставляют в раструб и центрируют. Вводят виток пряди. Приготавливают герметик
УТ-37А состоящий из герметизирующей К-1 (100 частей) и отвердевающей Б-1 (9-14
частей) паст. Герметик – это
полимерный материал вязкой пастообразной консистенции. Компоненты смешиваются
не более чем за 1 час до использования. Герметик подают по шлангу в полость
стыка через специальную насадку. После заполнения стыка к герметику по
окружности прижимают накладку, которую снимают после вулканизации герметика.
3.
После того как
уплотнитель затвердеет, соединение осматривают, проверяя плотность заполнения
зазора между раструбом и гладким концом. Расслоение, раковины в залитых серой и
цементом стыках, а также неполная их заливка не допускаются. Прочность и
плотность раструбных соединений проверяют контрольной разборкой нескольких
стыков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий