среда, 20 июня 2018 г.

Исследовательская работа «Влияние частичного разрушения на прочность римского Колизея»


Исследовательская работа «Влияние частичного разрушения на прочность римского Колизея» знакомит слушателей с историей  строительства Колизея, раскрывает архитектурно – строительное решение амфитеатра, показывает факторы, влияющие на прочность строения, изучает  периоды разрушения Колизея.

Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Брестского облисполкома        
Учреждение образования
«Березовский государственный профессиональный лицей строителей»


ВЛИЯНИЕ ЧАСТИЧНОГО РАЗРУШЕНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ РИМСКОГО КОЛИЗЕЯ


 Автор:                                                            Мшар Любовь Николаевна
                                                                     
преподаватель учебного предмета
«Специальная технология»
                            
БЕРЕЗА

2018

Оглавление
1.     Введение …………………………………………………………………..  
2.     Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея
2.1.         Кто и когда построил Колизей ………………………………………..
2.2.         Архитектурно – строительное  решение ……………………………
2.3.         Факторы, влияющие на прочность строения………………………
2.4.         Периоды разрушения Колизея……………………………………..
3.     Заключение ……………………………………………………………...
4.     Список использованных источников ………………………………….  


1.     Введение
     По сей день римский Колизей остается одним из самых обсуждаемых зданий римской эпохи и популярнейшим туристическим центром Рима, привлекающим миллионы туристов каждый год. Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света. 7 июля 2007 года он попал в список так называемых «новых семи чудес света» единственный европейский номинант, заняв там второе место после Великой китайской стены.
      Колизей служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были охота на животных, гладиаторские бои. В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась  морские сражения.
      После того, как гладиаторские бои потеряли свою привлекательность, а Римская империя пала в 5-м веке, Колизей перестал быть местом крупных общественных мероприятий, а впоследствии был частично разрушен землетрясением и ударом молнии. Он был заброшен до 18-го века, когда католическая церковь решила, что подобное место должно быть сохранено.
      И всё же Колизей − это огромная руина и нуждается в непрестанной заботе. Здесь постоянно будут проводиться работы, как это было с самого первого дня его существования. И никогда не исчезнет необходимость в реставрации.
      Для того, чтобы показать важность  прочности строения на ее долговечность, я провожу свою исследовательскую работу.
Тема: Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея
Цель: Теоретически обосновать и раскрыть факторы, влияющие на долговечность римского Колизея
Задачи:
1.     Изучить историю  строительства Колизея
2.     Раскрыть архитектурно – строительное решение амфитеатра
3.     Показать факторы, влияющие на прочность строения
4.     Изучить  периоды разрушения Колизея
Гипотеза:  частичное разрушение прочность Римского Колизея незначительно нарушило, что не повлияло на его долговечность
Объект исследования: Римский Колизей 
Предмет исследования: прочность Римского Колизея
Метод исследования:  теоретический (изучение и обобщение)
     Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
      Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Колизей".  Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
      Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Колизей" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
     Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Колизей" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
     По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.
      Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы, круг вопросов и логическую схему ее построения.
      Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов,  статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Колизей", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
2.     Влияние частичного разрушения на прочность Римского Колизея
2.1.         Кто и когда построил Колизей
      Самая известная в мире развалина, фирменный знак античного Рима, Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожить следы правления своего предшественника Нерона. После самоубийства императора Нерона, в 68 году н. э., последовали полтора года гражданской войны, первой римской гражданской войны после смерти Марка Антония в 30 году. В этот период, Рим был свидетелем последовательных взлетов и падений трех императоров до вступления на престол Веспасиана, первого правителя династии Флавиев.
Одной из первых задач нового императора Веспасиана было восстановление Рима после гражданской войны. Веспасиан хотел искоренить, путем переустройства города, все воспоминания о личности Нерона. Он восстановил Храм Юпитера и построил новый огромный Храм Мира. Колизей в Риме должен был стать сооружением, которое бы увековечило имена династии Флавиев: Веспасиана и его сыновей Тита и Домициана. Выбор места для нового амфитеатра был сделан не случайно. Колизей был построен на месте печально известного «Золотого дома» Нерона, который являлся грандиозным дворцом с собственным озером и парковой зоной и размещался в самом сердце Рима. Озеро было высушено и на его месте началось строительство здания амфитеатра Флавиев.
     Решение Веспасиана построить Колизей на месте озера Нерона можно рассматривать как жест возвращения части города жителям Рима, которую император Нерон присвоил себе и использовал в собственных нуждах. По иронии судьбы, современное название большого амфитеатра увековечило имя Нерона, а не династии Флавиев. Нерон, который вошел в историю благодаря деспотизму и убийству членов своей семьи, приказал построить в свою честь гигантскую бронзовую статую недалеко от того места, где впоследствии был возведен Колизей. Статуя была сделана по образцу Колосса Родосского, ее высота превышала 30 метров, а названа она была Колосс Нерона. Именно из-за этой статуи получил свое название Колизей.
Слово «Колизей» является производным от названия колоссальной статуи Нерона (Colossus).
Веспасиан не дожил до окончания строительства амфитеатра. После того как он умер в 79 году н. э., его старший сын Тит продолжил строительство римского Колизея. Тит открыл его для публики в 80 году н. э. После внезапной смерти Тита в следующем году, Домициан, младший сын Веспасиана и младший брат Тита, построил подземные пещеры и закончил работу по декорированию амфитеатра.
2.2.         Архитектурно-строительное решение
      Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач. Во-первых, нужно было осушить озеро. Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. В-третьих, был вопрос о строительных материалах.         Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около десяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи. Как рабы, они выполняли разработку карьеров, где добывался травертин – известковый туф – камень средней прочности, применяемый как для возведения несущих конструкций Колизея, так и для его облицовки. Всего для строительства Колизея было добыто 100 тыс. м3 травертина.
     Рабы также выполняли функции разнорабочих: замешивали растворы, транспортировали материалы, также проводили работы по обеспечению профессиональных звеньев и бригад высокой квалификации строителей, художников, декораторов, то есть, разных специализаций работников.
     Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней. Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней.
     Архитектура Колизея разработана неизвестным автором, но известна дата начала его строительства – 72 г. н. э. Архитектура вмещает в себе стены, колонны, пилястры, арки, несущие нагрузку от сводов перекрытия.
     Он представляет собой эллипс, по периметру которого находится зона для зрителей, а в центре – арена. Арена могла меняться под разные сценарии битв.
Отличием его от остальных амфитеатров являются габаритные и осевые размеры. Размерные характеристики Колизея таковы:
габаритная длина эллипса – 524 м;
большая ось – 187,77 м;
малая ось – 155,64м;
длина арены – 85,75 м;
ширина арены – 53,62 м:
стены высотой от 48 до 50 м.
Глубина закладки фундамента Колизея составляет 9 м, толщина в 13 м. Для того чтобы удержать массивные верхние стены амфитеатра, римские инженеры создали очень мощную конструкцию нижних ярусов, расположив по радиусу 80 монументальных арок. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д. Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда. Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.
     Фундамент арены был сделан из бетона, в основу которого входил щебень из высокопрочного сорта лавы. Колизей сделан из огромных блоков, которые были скреплены арматурными конструкциями. Около 55 тысяч человек могли сидеть в Колизее одновременно и наблюдать за играми. Ширина каждого сидения была около 35 сантиметров. Древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 300. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 350. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь. При постройке Колизея в Италии впервые было задействовано решение, которое применяют при возведении спортивных арен и в наши дни: было предусмотрено восемьдесят входов/выходов, через которые зрители могли полностью заполнить здание за четверть часа, а покинуть – в течение пяти минут. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот.  Двое из этих ворот были предназначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.
Остальные зрители попадали в римский Колизей из-под арок нижнего яруса, каждая из которых была помечена латинскими цифрами, всего их было 76  и от каждого вела лестница, после чего по ступеням поднимались наверх. Зрительные ряды с каменными скамьями располагались вокруг арены. Самый нижний ряд предназначался для императора, членов его семьи и весталок – их места находились с северной и южной стороны арены (там были наилучшие места). Также здесь имели право находиться сенаторы.  На месте каждого сенатора было высечено его имя.
От арены элитный ряд отделял высокий парапет, гарантировав, таким образом, зрителям полную безопасность. Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:
·        Первый этаж  имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;
·        Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;
·        Третий этаж был построен для людей низшего сословия, (в основном это были стоячие места) и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности.
     Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках. Верхние уровни были сделаны из дерева и подвергались пожару не один раз.
     Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи, там его было много и лучшего качества. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф, кирпич и бетон. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен - это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века – эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны,  в нижнем ярусе – тосканского, в среднем – ионического  и в верхнем – коринфского  стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента.
     Арена была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций. При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Ниже пола арены был Гипогей – оригинальная система тоннелей и бункеров для рабов, гладиаторов, диких животных и подъемников.
     Под землей в римском Колизее находились специальные комнаты, в которых содержалось оборудование и клетки с дикими животными. Также имелись механические устройства, с помощью которых осуществлялся подъем животных наверх, благодаря этому животные появлялись во время боев в середине арены, для сражения с гладиаторами. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.  Различные подземные туннели связывали стадион Колизея с конюшней и гладиаторскими бараками. Император также имел собственный туннель, используемый для выхода из Колизея.
     Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защита от животных.  
     Колизей древнего Рима славен не только крупными габаритами, но и особо утонченным художественно-эстетическим оформлением.
     Крупногабаритными облицовочными изделиями из травертинового мрамора оформлялись стены и были вымощены полы. Имело место и мозаично-декоративная отделка.
     Археологи обнаружили остатки цветной штукатурки на третьем ярусе, а также были найдены осколки известковых облицовочных блоков из красного и черного видов камней. Предположительно, во времена древнего Рима Колизей имел отделку внутри, выполненную из трех цветовых решений: красного, черного, голубого.
     Архитектурно-конструктивные элементы Колизея (арки, ниши, своды) были украшены художественной лепниной. Предположительно, частью художественно-декоративного оформления, которое предполагала архитектура  Колизея, были роспись по штукатурке голубого цвета, которая имитировала небо.
Отделка фасада Колизея была выполнена в виде кладки из облицовочных блоков и архитектурно-декоративных элементов из белоснежного, однотипного травертинового камня.
2.3.         Факторы, влияющие на прочность строения
Прочность – способность строения сопротивляться разрушению при действии внешних сил. Прочность строения зависит от:
·        Свойств камня – чем больше размеры камня, предел прочности при сжатии, правильнее форма камня тем выше становится прочность строения. (Стены Колизея воздвигнуты из крупногабаритных блоков  из травертинового камня или мрамора средней прочности, но если камни отполировать, то их прочность повышается и они становятся непроницаемыми, внутри применялся глиняный полнотелый кирпич, бетон замешен на щебне из высокопрочного сорта лавы)
·        Свойств раствора – раствор должен быть прочным и пластичным (применялся цементный (прочный) и известковый (пластичный) раствор)
·        Толщины и плотности швов – качественное заполнение швов, равномерное уплотнение и одинаковая толщина швов повышают прочность строения (швы были минимальными или не было вообще)
·        Сцепления камней с раствором – лучше чтобы между ними была уложена арматура (блоки  и камни были соединены стальными связями). Прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы были сняты
·        Перевязки – смещения вертикальных швов (Римская кладка выполнена с соблюдением перевязки)
·        Повреждения, наносимые временем и природой – медленное  разрушительное действие времени ускоряется бурями, землетрясениями, пожарами и наводнениями  (Известно, что здания, в основе которых лежит окружность, обладают лучшим сопротивлением подземным толчкам. Колизей же представляет собой громадный эллипс)
·        Человеческого фактора – квалификация каменщика, качество выполняемых работ (были приглашены профессионалы),  варвары (завоеватели давали полную волю страстям, свойственным победоносной армии, предаваясь необузданному удовлетворению сладострастия или жестокосердия. Статуи, алтари внушали им отвращение,  и когда они делались полными хозяевами, то уничтожали все, что не свойственно их религии), домашние распри (строение могло стать крепостью для соперничавших между собой знатных родов)

2.4.         Периоды разрушения Колизея

      Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна.  При освящении амфитеатра Тит показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и сам вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей. Такое начало истории Колизея в какой-то мере определило его дальнейшую судьбу – долгое  время он был главным местом для специфических увеселительных зрелищ. В 217 г. Колизей был сильно поврежден метеоритом, вызвавшим большой пожар и разрушения. Однако он был восстановлен, а в 248 году в нем с большой торжественностью прошло празднование тысячелетнего существования Рима.
   Проходили столетия, а Колизей по-прежнему сохранял статус главного культурного центра Древнего Рима, практически не менялся и характер представлений для горожан – только    в 405 году был наложен запрет на проведение гладиаторских боев, поскольку это противоречило духу христианства, которое, начиная со времен Константина Великого, стало государственной религией Римской империи. Впрочем, звериные травли продолжали радовать римлян вплоть до смерти Теодориха  Великого.  Значительные повреждения были причинены ему землетрясениями 442 и 486 гг.
     Период Средневековья стал временем заката Колизея – в XI-XII вв., он служил крепостью для соперничавших между собой знатных родов Рима, особенно преуспели на данном поприще Франджипани и Аннибальди, которые в итоге вынужденно уступили Колизей императору Генриху VII. Последний подарил знаменитую арену римскому сенату и народу, благодаря чему, вплоть до первой трети XIV века в Колизее еще проводили разнообразные игры, включая бои быков.
      В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной частичного обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях брали  из него материал для постройки венецианского дворца, дворца канцелярии, палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры. Любой, кто хотел построить или отремонтировать свой дом, шел к Колизею, и без особых усилий получал все, что нужно.
       Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он дал римскому Колизею статус святого места, так как на арене амфитеатра мученически погибли сотни христиан. После этого камни перестали воровать. Бенедикт XIV посвятил Колизей Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.
     В 2013 году миллиардер Диего Делла Валле выделил $ 33 млн на реконструкцию Колизея, которая включает в себя ремонт арок, очистку мрамора, восстановление кирпичных стен, замену металлических перил, а также строительство нового туристического центра и кафе.
     С 30 октября по 1 ноября 2016 г. магнитуду землетрясения, которое заставило переживать за судьбу Колизея, сейсмологи оценили в 6.5 баллов. При этом Италию трясло несколько месяцев подряд. Это связано со сложным геологическим строением Апеннинского полуострова.
      Колизей практически не получил повреждений. Из-за многочисленных афтершоков (повторных толчков) разрушения произошли в 100 городах центральной части Италии. Мировые СМИ даже заговорили о риске обрушения Колизея и базилики Святого Павла в Риме. Но древние постройки в очередной раз проявили неординарную стойкость.
     В эксклюзивном интервью программе «ПОГОДА 24» главный смотритель Колизея Франческо Просперетти с уверенностью заявил, что римскому амфитеатру обрушение не грозит! Это кажется невероятным, но, похоже, единственное историческое здание, не получившее повреждений после землетрясения,  -  это Колизей. Мы в этом полностью уверены, потому что по всему периметру амфитеатра установлено множество чувствительных сенсоров и датчиков, которые постоянно следят за состоянием памятника, рассказал он. Без малого за 2000 лет Колизей пережил не одно землетрясение. Секрет его сейсмоустойчивости кроется в выборе инженерных решений древними зодчими.
3.        Заключение
     Колизей в настоящее время находится под охраной, обломки, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы. Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов.  
Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее.
Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл.      Дюжину веков спустя то, что от Колизея осталось, превратилось в любимую тему для меланхоличных раздумий и идиллических пейзажей. Залезть сюда ночью, при свете луны, почитал своим долгом каждый добросовестный путешественник. До недавнего времени можно было повторить опыт - но к 2000 году все дыры в ограде старательно заделали, и теперь внутрь пускают исключительно в установленные часы. Желающие могут полазить по обломкам галерей и попытаться представить себе, как в коридорах, скрывавшихся под ареной, метались звери и готовились к бою гладиаторы.
4.        Список использованных источников

1.     Искусство Древнего мира. Энциклопедия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
2.     Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
3.     Колизей / Электронный ресурс: Википедия http://ru.wikipedia.org.
4.     Колизей / Электронный ресурс: Журнал «Архитектура и строительство» http://build.rin.ru.
5.     Гладиаторы Древнего Рима. Гладиаторские бои. / Электронный ресурс: Сайт Рима на русском языке http://www.ciaocacao.it.
6.     Альберто Анджела. Один день в Древнем Риме. – М.: КоЛибри, 2010
7.     Носовский, Г.В. Тайна Колизея / Носовский Г.В., А.Т. Фоменко. – СПб.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2010
8.     Стефания Перринг. Памятники Древнего мира /  Стефания Перринг, Доминик Перринг – М.: Ниола 21 век, 2004
9.      Яков Нерсесов. Новые чудеса света. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, ОГИЗ, 2009
10.                        Маневич, И.А. Знаменитые чудеса Европы / Маневич, И.А., Шахов, М.А.  – М.: Белый город, 2012


Комментариев нет:

Отправить комментарий