суббота, 20 января 2018 г.

Планирование учебных занятий по теме «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»

На изучение данной темы отводится 10 учебных часов (пять спаренных учебных занятия). 8 часов проводятся в виде уроков, а 2 часа – практическая работа. Предлагаю четыре плана учебных занятий и четыре кратких конспекта. Планы учебных занятий составлены с обучающей целью на уровне понимания, применения и творчества. Один план учебного занятия представлен в виде технологической карты. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для обучения каменщиков.

План учебного занятия
Тема: Кладка из керамических камней
Цели:
обучающая
на уровне применения:
выполняет кладку конструкций из керамических камней;
на уровне творчества:
видоизменяет кладку конструкций из керамических камней;
воспитательная – акцентировать внимание на умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости;
развивающая – акцентировать внимание на развитие умений учащихся логически мыслить.

Тип урока – комплексное применение знаний, умений и навыков
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – проблемный
Оснащение урока – презентация «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»; плакат № 8; керамический камень.

Содержание урока:

I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся
     б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изложение нового материала:
1.     Особенности возведения конструкций из керамических камней
2.     Кладка тычковых верст
3.     Кладка ложковых верст
4.     Кладка забутки

III. Закрепление изученного материала:
1.     Назовите размеры керамического камня?
2.     Назовите подвижность  раствора?
3.     Назовите последовательность кладки из керамических камней?
4.     Перечислите отличительные особенности кирпичной кладки от кладки из керамических камней?
5.     Определите варианты нанесения раствора на разложенные камни?
6.     Перечислите контрольно-измерительный инструмент каменщика при возведении стен из керамических камней?

IV. Содержание задания на дом: Стр. 148-151
V. Рефлексия: Минуты моей жизни

Конспект  учебного занятия
Тема: Кладка из керамических камней

1.     К особенностям кладки стен из керамических камней относят:
·        Согласно ГОСТ керамические камни выпускают размерами 250х120х138, 250х250х138, с семью или более щелевидными пустотами;
·        Высота ряда равна 150 мм;
·        Раскладывают камень по одному с небольшим свесом на расстоянии 35-40 см от ранее уложенного вплотную или на расстоянии 5-6 см друг от друга;
·        Применяют раствор с осадкой конуса 7-8 см;
·        Раствор расстилают с отступом от лица стены на 1,5-2 см;
·        Последовательность кладки: наружная верста, забутка, внутренняя верста;
·        Кладку ведут по одно- или двухрядной системе перевязки швов;
·        Каждый камень надо уложить так, чтобы все швы были заполнены раствором.

2.     Тычковые версты бывают наружные и внутренние. При кладке тычкового ряда наружной версты каменщик раскладывает камни, располагая их на ложок, на небольшом расстоянии друг от друга, расстилает раствор, берет камень, наклоняя его, набрасывает раствор на ложковую грань. Затем, поддерживая камень кельмой, подносит его к месту укладки и, поворачивая, плотно прижимает к раннее уложенному, осаживает, раствор подрезает.
При кладке тычкового ряда внутренней версты камни раскладывают на ложковые грани вплотную один к одному. Затем готовят постель и расстилают раствор на ложковых гранях наверстанного ряда камней. Каменщик, разровняв кельмой раствор, двумя руками берет камни, поворачивая их, прижимает к ранее уложенным, осаживает, раствор подрезает.

3.     Ложковые версты бывают наружные и внутренние, но укладывают их одинаково. Камни раскладывают пустотами вверх и расстилают раствор грядкой. Каменщик, разровняв кельмой раствор, берет камень и набрасывает раствор на его тычковую грань. Затем опускает камень на постель, плотно прижимает его к ранее уложенному камню и осаживает нажимом руки.

4.     Забутку укладывают также как и тычковую внутреннюю версту.

План учебного занятия
Тема: Кладка  из мелких блоков
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает алгоритм кладки из мелких блоков;
на уровне применения:
выполняет кладку из мелких блоков;
на уровне творчества:
видоизменяет кладку из мелких блоков;
воспитательная – акцентировать внимание на умение планировать свою деятельность;
развивающая – акцентировать внимание на развитие коммуникативных способностей, связанных с особенностью профессии каменщика.

Тип урока – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»; плакат № 19
Содержание урока:
I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся;
     б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала.
1.      Особенности возведения конструкций из керамических камней
2.      Кладка тычковых верст
3.      Кладка ложковых верст
4.      Кладка забутки

III. Изложение нового материала:
1.      Сведения о мелких блоках
2.      Особенности кладки конструкций из мелких блоков
3.      Кладка из бетонных блоков на растворе
4.      Кладка из бетонных блоков на клею

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Назовите размеры бетонных блоков?
2.      Назовите последовательность кладки из мелких блоков?
3.      Назовите систему перевязки для выполнения кладки из  мелких блоков?
4.      Назовите инструмент для обеспечения нужной толщины слоя клеевого раствора?
5.      Назовите толщину горизонтального шва при кладке блоков на клей?
6.      Назовите состав раствора для кладки первого ряда блоков?
V. Содержание задания на дом: Стр. 151-152
VI. Рефлексия: Свободный микрофон
Конспект  учебного занятия
Тема: Кладка из мелких блоков

1.     Бетонные мелкие блоки (камни) выпускают обыкновенными размерами 390х190х188 или из легкого бетона размерами кратными 100 мм сплошными и пустотелыми. Их подразделяют на основные и дополнительные. Дополнительные блоки, соответствующие ¾ и ½ основного блока. Обыкновенные блоки применяют для кладки фундаментов и стен подвала, их масса до 30 кг. Легкобетонные блоки могут быть с ровными гранями и пазообразные (керамзитобетонные, ячеистобетонные, цементно-песчаные, термоблоки, опилкогипсоцементные, поризованные) применяют для кладки наземных частей зданий, которые необходимо защищать от увлажнения.

2.     К особенностям кладки конструкций из мелких блоков относят:
·        Кладку выполняют в последовательности: наружная верста, забутка, внутренняя верста;
·        Высота ряда равна 200 мм;
·        При укладке наружной версты блок раскладывают на наружной версте, а при укладке внутренней версты  – на внутренней.
·        Кладку ведут со смещением вертикальных швов на четверть или полблока, можно и без перевязки, но в горизонтальные швы уложить арматуру не реже чем через 2-3 ряда по высоте:
·        Если блоки с пустотами, то их укладывают пустотами вниз;
·        Кладку выполняют по одно- или двухрядной системе перевязки.

3.     При укладке тычкового ряда один каменщик раскладывает камни на ложок, а при укладке ложкового ряда – на тычок и расстилает раствор. Второй каменщик кельмой набрасывает «червяки» раствора на боковые стороны  наверстанных камней. Камень берут двумя руками, поворачивают на 900 и прижимают к ранее уложенному, Затем его осаживают и излишки раствора подрезают. После этого раствором заполняют поперечный шов.

4.     Кладку из мелких блоков выполняют на клеевом растворе, приготовленном из сухой смеси с толщиной шва 2-3 мм. Приготовив клей, его наносят на боковую грань блоков  и горизонтальный шов при помощи специального зубчатого  мастерка. Уложенный блок выравнивают резиновым молотком, подрезают, удаляют неровности рубанком, сметают пыль и приступают к кладке следующего ряда соблюдая перевязку. Если блоки с пазами, то на боковые грани клей можно не наносить.

План учебного занятия
Тема: Кладка перегородок
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает технологию выполнения перегородок из различных материалов;
на уровне применения:
выполняет кладку перегородок из различных материалов;
на уровне творчества:
обновляет кладку перегородок из различных материалов;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при кладке перегородок;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип урока – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»; плакат № 12; макеты № 40, 41, 42, 43

Содержание урока:
I. Организационная часть:
     а) учет явки учащихся
     б) проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение изученного материала:
1.      Сведения о мелких блоках
2.      Особенности кладки конструкций из мелких блоков
3.      Кладка из бетонных блоков на растворе
4.      Кладка из бетонных блоков на клею

III. Изложение нового материала:
1.      Кладка кирпичных перегородок
2.      Кладка перегородок из гипсовых плит
3.      Кладка перегородок из стеклоблоков

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Сформулируйте определение перегородки?
2.      Назовите назначение шаблона?
3.      От чего зависит толщина кирпичной перегородки?
4.      Для чего в раствор нужно добавлять гипс?
5.      Что представляет собой стеклоблок?
6.      Перечислите основные части шаблона для кладки перегородок из гипсовых плит?

V. Содержание задания на дом: Конспект
VI. Все у меня в руках
Конспект  учебного занятия
Тема: Кладка перегородок

1.     В зависимости от размеров ограждаемой поверхности толщина перегородок равна половине или четверти кирпича. Если длина перегородки меньше 3м и ее высота до 2,7м, то ее толщина в четверть кирпича, при больших размерах – в полкирпича. До начала работы размечают положение продольной оси, расположение проема, места примыкания к капитальным стенам; выравнивают раствором основание, устанавливают шаблон и порядовки. Два нижних ряда кирпичных перегородок выкладывают по металлическому шаблону, а затем устанавливают и закрепляют враспор между перекрытиями угловые шаблоны. Возведение перегородок начинают с устройства маяков в углах и в местах примыкания к стенам. Кладку ведут с перевязкой швов на растворах не ниже М10. В откосы проемов по ходу кладки закладывают деревянные пробки на высоте ¼ снизу и сверху, а проемы перекрывают перемычками. Чтобы перегородка была устойчивой, ее соединяют со стеной ершами или штырями не менее чем в трех местах.

2.     Гипсовые плиты выпускают размером 800х400х80(100). Перегородки из этих плит могут быть межкомнатные – одинарные или межквартирные, когда их устраивают двойными с воздушным зазором в 50 мм. До начала кладки на основании расстилают рубероид шириной 280мм. Закрепив порядовки и натянув причалку, устанавливают насухо первый ряд плит. Кладку ведут на гипсовом растворе, куда добавлен замедлитель схватывания. Приготовленным раствором заполняют вертикальные швы. В продольные пазы плит укладывают арматуру и закрепляют ее к ершам, забитым в примыкающие стены. Плиты следующего ряда кладут по причалке, соблюдая перевязку. Зазор между перегородкой и потолком заделывают паклей смоченной в гипсовом растворе. Перегородки возводят также с применением шаблона, который состоит из двух стоек, оборудованных передвижными кронштейнами. На кронштейны уложена рейка.

3.     Стеклоблок – это пустотелый стеклянный элемент, изготовленный методом прессования и последующей сваркой двух полукоробок. Размеры 194х194х98. Кладку из стеклоблоков ведут без перевязки швов на цементном растворе. Для лучшего сцепления с раствором торцевые поверхности блоков покрывают обмазкой из жидкого стекла или мела. Укладывая стеклоблоки, каменщик сначала готовит горизонтальную растворную постель, затем кельмой наносит раствор на торцевую грань блока и после осаживания раствор подрезает. Видимая толщина швов д.б. не менее 6 мм. К стене блоки крепят обвязкой из металлических уголков. Прочность и устойчивость кладки повышается за счет укладки в вертикальных и горизонтальных швах стальной арматуры диаметром 6 мм. Чтобы предупредить появление трещин вверху оставляют зазор, заполняемый битумизированной паклей.

План учебного занятия
Тема: Понятие о смешанной кладке
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает технологию выполнения смешанной кладки;
на уровне применения:
выполняет смешанную кладку;
на уровне творчества:
обновляет смешанную кладку из различных материалов;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении смешанной кладки;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип урока – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – презентация «Кладка из керамических и силикатных камней и мелких блоков»; плакат № 16; макет № 39; карточки-задания; задания-триады

Технологическая карта урока

Структура урока
Технология урока
Дидактическая структура
Методическая подструктура
Метод обучения
Средства обучения
ФОДУ
1. Мотивация, стимулирование деятельности учащихся, целевая установка
1.1. Введение в проблемную ситуацию, формулирование проблемы.
Назовите причины укладки бетонных и керамических камней в иной технологической последовательности
а) размеры камней
б) высота ряда
в) подвижность раствора
1.2. Устный опрос учащихся
а) Перечислите особенности возведения конструкций из керамических камней
б) Назовите операции по укладке тычковых рядов
в) Назовите операции по укладке ложковых рядов
1.3. Самостоятельная работа учащихся «Решение триад»
Проблем
ный









Репродуктивный






Поисковый
Система вопросов









Система вопросов






Задания-триады
Фронталь
ная









Фронталь
ная






Индивидуальная
2. Формирование новых понятий и способов действия

2.1. Объяснение нового материала
а) понятие смешанной кладки
б) необходимые условия смешанной кладки
в) смешанная кладка из бетонных камней и одинарного керамического кирпича
2.2. Устный опрос учащихся
а) дайте определение смешанной кладки
б) перечислите способы перевязки смешанной кладки
Проблем
ный








Репродуктивный
Плакат,
макет








Система вопросов
Фронталь
ная








Фронталь
ная
3. Применение новых понятий
3.1. Формирование творческих команд
3.2. Самостоятельная работа команд
3.3. Отчеты каждой команды
3.4. Организация дискуссии
3.5. Анализ деятельности команд
3.6. Формирование новой проблемы: «В каких случаях кладку следует перевязать арматурой, а когда тычковыми рядами»


Проблем
ный


Информационный


Карточки-задания


Слово педагога


Команд
ная


Фронталь
ная
4. Выдача домашнего задания
Стаценко, А.С. Технология каменных  работ в строительстве / А.С. Стаценко. – Минск, 2007.
Cтр. 153-157



5. Рефлексия
Палитра



           

Конспект  учебного занятия
Тема: Понятие о смешанной кладке

1.     Смешанной называется кладка, которую выполняют из двух различных видов камней по толщине стены, один – основной, второй – облицовочный.

2.     Необходимым условием смешанной кладки является обеспечение перевязки основного и облицовочного материала. Это достигается прокладными тычковыми рядами или металлическими стержнями. Место перевязки определяется математическим путем: для этого надо найти, через сколько рядов основной и облицовочный материал совпадут по высоте.

3.     Рассмотрим смешанную кладку из бетонных камней и одинарного керамического кирпича с толщиной стены в 520 мм.
1.     Вспоминаем размеры кладочных материалов
а) кирпича - 250х120х65
б) бетонного камня – 390х190х188
               2.  Определяем высоту одного ряда, которая должна заканчиваться на «0»               или «5»
а) для кирпича 65+10=75
б) для бетонного камня 188+12=200
               3. Определяем место перевязки. Для этого из п. 2 количество рядов          большего значения делим на меньшее до тех пор, пока в ответе не получится целое число
1. 200:75=2,66
2. 400:75=5,33
3. 600:75=8
           Это означает, что 3 ряда камней и 8 рядов кирпича совпадут по высоте.




Комментариев нет:

Отправить комментарий