суббота, 2 декабря 2017 г.

Планирование учебных занятий по теме «Основы геодезии»

На изучение данной темы отводится 10 учебных часов (пять спаренных учебных занятий). 4 урока и 1 ПР. Предлагаю четыре плана учебных занятий и четыре кратких конспекта. Планированием могут воспользоваться педагогические работники для обучения каменщиков.

                                          План учебного занятия
Тема: Геодезия и ее роль в строительстве
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает роль геодезии в строительстве;
на уровне применения:
доказывает необходимость использования геодезических знаков;
на уровне творчества:
прогнозирует результат применения геодезии в строительстве;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении геодезических работ;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – электронные плакаты; презентация «Основы геодезии»

Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся;
   б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Правила разрезки каменной кладки
2.      Прочность и устойчивость каменных конструкций
3.      Факторы, влияющие на прочность каменной кладки

III. Изложение нового материала:
1.      Роль геодезии в строительстве
2.      Топографический план и топографическая карта
3.      Понятие о государственной геодезической сети
4.      Виды геодезических знаков
IV. Закрепление изученного материала.
1.      Дайте определение геодезии?
2.      Что представляет собой топографический план местности?
3.      Что представляет собой топографическая карта местности?    
4.      Чем отличается топографический план от карты?
5.      Для чего нужна геодезия в строительстве?
6.      Что называют государственной геодезической сетью?
7.      Перечислите виды геодезических знаков?

V. Содержание задания на дом: Стр. 38-39
VI. Рефлексия: Градусники
  
Конспект учебного занятия
Тема: Геодезия и ее роль в строительстве

1. Геодезия – наука об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения их на топографических планах и картах. Инженерная геодезия как один из разделов геодезии проводит геодезические работы при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, при монтаже оборудования, при наблюдениях за вертикальными и горизонтальными смещениями строений и технологического оборудования. При помощи геодезии в строительстве определяют расстояния, высотные отметки, превышения одной точки над другой, углы по отношению к каким-либо точкам, уже существующим и строго обозначенным на местности.

2.  Поверхность Земли имеет неровности, разнообразные по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития – разнообразный рельеф. Географическим изучением местности путем проведения  съемочных работ и создания на их основе топографических карт и планов занимается наука топография. Топографическая карта представляет собой уменьшенное изображение на бумаге горизонтальной проекции местности с учетом сферичности Земли. Топографический план - уменьшенное изображение на бумаге горизонтальной проекции местности без учета сферичности Земли. На нем обозначают контуры здания, привязку осей проектируемого здания к знакам геодезической основы и  рельеф местности.

3. Геодезическая сеть – это система закрепленных специальными знаками точек земной поверхности, положение которых определено в общей для них системе геодезических координат. Государственная геодезическая сеть – это геодезическая сеть, обеспечивающая распространение координат на территорию государства и являющаяся исходной для построения других геодезических сетей.

4. Опорными геодезическими пунктами при геодезических съемках служат закрепленные на местности точки. Эти точки отмечают на местности геодезическими знаками.
          Оси стен здания на местности закрепляют:
·  Грунтовым знаком из монолитного бетона со стальной пластиной на верхней поверхности;
·   Стальным штырем с забетонированным оголовком;
·   Стальной трубой с деревянной пробкой.
          Знаки, закрепляющие положение осей на цоколе или междуэтажном перекрытии:
·   Дюбель;
·   Удар кернера на закладных деталях;
·   Устройство монолита на перекрытии;
·    Откраска.
          Знаки, закрепляющие высотное положение точек на строительной площадке, называемые реперами:
·    Забетонированный рельс;
·    Вкопанный столб;
·    Забитая стальная труба;
·    Заделанная в стену марка;
·    Откраска;
·    Стальная плашка, приваренная к закладной детали.
  
План  учебного занятия
Тема: Понятие о разбивке
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
объясняет устройство геодезических приборов;
на уровне применения:
обосновывает выбор геодезических приборов и инструментов;
на уровне творчества:
видоизменяет порядок выполнения геодезических работ с учетом изменившихся условий;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении геодезических работ;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – электронные плакаты; нивелир, презентация «Основы геодезии».

Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся;
   б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Роль геодезии в строительстве
2.      Топографический план и топографическая карта
3.      Понятие о государственной геодезической сети
4.      Виды геодезических знаков

III. Изложение нового материала:
1.      Технология выполнения разбивочных работ
2.      Измерительные инструменты
3.      Измерение линий на местности
4.      Назначение и устройство геодезических приборов

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Сформулируйте определение разбивки?
2.      Перечислите виды осей здания?
3.      Дайте определение разбивочному чертежу?
4.      Назовите назначение обноски?
5.      Перечислите измерительные инструменты?
6.      Перечислите виды геодезических приборов?
V. Содержание задания на дом:  Стр. 39-41

VI. Рефлексия: Рожицы

Конспект учебного занятия
Тема: Понятие о разбивке
1. Построение на местности осей здания, определяющих их конфигурацию и габарит, называют разбивкой. При этом различают:
·   главные оси – две  линии, пересекающиеся под прямым углом, относительно которых здание располагается симметрично;
·  основные оси – линии, которые проходят в плане по контуру здания;
·   вспомогательные оси, которые разбиваются параллельно или под углом к главным или основным осям.
Оси здания разбивают на местности по разбивочному чертежу. На чертеже даются размеры и конфигурация здания, расстояния между разбивочными осями и точками здания относительно геодезических пунктов, т. е. дана привязка к красной линии. Разбивку и закрепление осей начинают с закрепления их на местности знаками. При устройстве подземных частей зданий эту работу завершают устройством обноски, для закрепления осей здания. Обноску устраивают из забитых в грунт стоек и прикрепленным к ним горизонтальных досок на высоте 0,4-0,6 м от земли на расстоянии 2-3 м от бровки котлована по внешнему контуру здания. Верхнюю кромку досок обноски, на которые переносят оси здания, устанавливают по нивелиру.
2.  К измерительным инструментам относят:
·  Землемерная лента – стальная полоса шириной 10-15 мм, длиной 20,24, 50 м. на концах закреплены ручки. На ленте имеются:
- пластины – метровые деления;
- заклепки – полуметровые деления;
- отверстия – дециметры.
· Мерная проволока – из инвара (сплав железа с никелем) с сантиметровыми делениями;
·  Рулетка – стальная лента длиной 20-50м, шириной 10-12 мм, намотанная на кольцо, закрепленное на крестовине или вилке;
· Дальномер – это устройство, которое предназначено для определения точного расстояния от наблюдателя до конкретного объекта.

3.  Линейные измерения на местности производят непосредственным или косвенным методами. При непосредственном методе измерительный инструмент последовательно укладывают в створе измеряемого отрезка. Измерения выполняют дважды в прямом и обратном направлении. При косвенном методе измеряют вспомогательные параметры, а длину отрезка вычисляют по формуле, отражающей зависимость между измеренными величинами и длиной отрезка.

4.  К геодезическим приборам относят:
· Нивелир – это прибор, с помощью которого определяются разности высот точек земной поверхности. Он состоит из зрительной трубы с объективом и окуляром, между которыми расположена двояковогнутая линза, цилиндрического уровня, круглого уровня, подставки, подъемных винтов, винта резкости, целика. В окуляре находится диафрагма с сеткой нитей.
· Теодолит – это прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Он состоит из подставки с тремя подъемными винтами, двух вертикальных подставок, оси вращения, зрительной трубы, вертикального и горизонтального кругов. Круги имеют лимб и алидаду. Лимб – это неподвижный круг, разделенный на градусы. Алидада – это линейка с отсчетными приспособлениями - верньерами, которая может поворачиваться вокруг оси лимба.
· Тахеометр - геодезический прибор для измерения углов в горизонтальной и вертикальной  плоскости с дальномерным устройством.

План учебного занятия
Тема: Нивелирование
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает алгоритм нивелирования;
на уровне применения:
комментирует полученные результаты нивелирования;
на уровне творчества:
видоизменяет порядок выполнения нивелирования с учетом изменившихся условий;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении геодезических работ;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – электронные плакаты; нивелир, презентация «Основы геодезии»,
нивелирная рейка.
Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся;
   б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Технология выполнения разбивочных работ
2.      Измерительные инструменты
3.      Измерение линий на местности
4.      Назначение и устройство геодезических приборов

 III. Изложение нового материала:
1.      Порядок работы с нивелиром
2.      Нивелирные рейки
3.      Определение превышений нивелиром
4.      Определение превышений гидравлическим уровнем

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Раскройте сущность понятия «нивелирование»?
2.      Перечислите основные операции при подготовке нивелира к работе?
3.      Назовите основные части нивелирной рейки?
4.      Назовите виды нивелирных реек?
5.      Сформулируйте определение абсолютной отметки?
6.      Что представляет собой гидравлический уровень?
V. Содержание задания на дом: Стр. 41-43
VI. Рефлексия: Телеграмма

Конспект учебного занятия
Тема: Нивелирование
1. Нивелирование – вид геодезических измерений, в результате которых определяют разности высот (превышения) точек земной поверхности. Для работы нивелир устанавливают на штативе и закрепляют так, чтобы подъемные винты имели плавный ход. После установки нивелир приводят в рабочее положение, сначала приближенно при помощи круглого уровня, а потом винтами по цилиндрическому уровню. Нивелир можно считать установленным правильно, если при повороте трубы с уровнем в любую сторону пузырек уровня не смещается.

2.  Нивелирная рейка – деревянный брус длиной 3-4 м, шириной 6-8 см, толщиной 2-2,5 см с пяткой в виде железной оковки. Бывают цельные, складные и раздвижные. Рейка имеет две стороны (красную и черную) для контроля измерений. С двух сторон рейки нанесены шашечные сантиметровые деления, причем пять делений объединены в группы в виде буквы Е: на одной стороне черные на белом фоне, на другой – красные. На стороне с черными делениями отсчет начинается с нуля от пятки рейки: перевернутыми цифрами отмечаются дециметры. На стороне с красными делениями отсчет ведется от произвольного числа. Взять отсчет по рейке – значит определить расстояние от пяты рейки до уровня визирной оси нивелира.

3. Превышение точек относительно уровня Балтийского моря, выраженное в миллиметрах, называют абсолютной отметкой. Высоту точек сооружения относительно уровня пола первого этажа, выраженную в миллиметрах, называют условной отметкой.
Схема определения превышений нивелиром

 HА – абсолютная отметка т.А
 Hв – абсолютная отметка т.В
 а – отсчет по рейке в т.А
 b – отсчет по рейке в т. В
 h – превышение                                                                        
h = а - в
Hв = HА + h
     4. Гидравлическим уровнем, представляющим собой две стеклянные трубки с нанесенными делениями, соединенные между собой гибким шлангом, определяют разность высотных точек в пределах 20 см и расстоянии между точками до 10 м. Принцип действия гидравлического уровня основан на свойстве сообщающихся сосудов, согласно которому однородная жидкость устанавливается на одном уровне независимо от формы сосудов. Разность высотных отметок определяют по разнице уровней жидкости в трубках.

План учебного занятия
Тема: Измерение углов теодолитом
Цели:
обучающая
на уровне понимания:
излагает алгоритм измерения углов теодолитом;
на уровне применения:
комментирует полученные результаты измерений;
на уровне творчества:
видоизменяет порядок выполнения измерений углов теодолитом с учетом изменившихся условий;
воспитательная – заложить основы для формирования ответственности при выполнении геодезических работ;
развивающая – заложить основы для формирования аналитического мышления.

Тип учебного занятия – закрепление знаний и выработка умений по их применению
Вид учебного занятия – урок

Метод обучения – объяснительно-иллюстративный
Оснащение урока – электронные плакаты; презентация «Основы геодезии».

Содержание урока:
I. Организационная часть:
   а) учет явки учащихся;
   б) проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала:
1.      Порядок работы с нивелиром
2.      Нивелирные рейки
3.      Определение превышений нивелиром
4.      Определение превышений гидравлическим уровнем

 III. Изложение нового материала:
1.      Правила работы с  теодолитом
2.      Перенос осей здания на монтажный горизонт
3.      Геодезический контроль качества строительно-монтажных работ

IV. Закрепление изученного материала:
1.      Перечислите основные операции при подготовке теодолита к работе?
2.      Сформулируйте определение монтажного горизонта?
3.      Назовите место закрепления основных осей при строительстве зданий небольшой этажности?
4.      Как проверить качество монтажа фундаментов в плане?
5.      Как проверить качество монтажа фундаментов по высоте?
V. Содержание задания на дом: Стр. 42-45

VI. Рефлексия: Свободный микрофон

Конспект учебного занятия
Тема: Измерение углов теодолитом
  1. Теодолит устанавливают на штативе, его вертикальную ось с помощью уровней приводят в отвесное рабочее положение. Лимб теодолита при этом занимает горизонтальное положение. В горизонтальное положение теодолит устанавливают такими же приемами, как и нивелир. Для измерения горизонтального угла трубу наводят на точку, располагаемую слева от наблюдателя. По лимбу берут отсчет. Затем переводят трубу на вторую правую точку и вновь берут отсчет. Разность отсчетов и есть угол, измеряемый между точками.

  1. Монтажный горизонт – это отметка низа возводимой конструкции. Перекрытие первого этажа называют нулевым монтажным горизонтом. При строительстве зданий небольшой этажности их основные оси закрепляют непосредственно на верхнем срезе цоколя будущего здания. Для этого от створных знаков на местности теодолитом на цоколе отмечают осевые риски карандашом. В дальнейшем, по мере возведения здания, риски на цоколе служат для переноса осей на вышележащие монтажные горизонты. Для этого теодолит устанавливают точно в створе данной разбивочной оси, и центр сетки зрительной трубы наводят на риски оси, закрепленной на цоколе здания. Поворачивая трубу прибора в вертикальной плоскости, отмечают ось на верхней части стены, оттуда переносят ее на перекрытие, закрепляя краской. Для определения высотных отметок на вышерасположенном этаже используют два нивелира с рейками и рулетку с нулевым делением вверху и подвешенным грузом внизу. Отсчеты берут по нижней и верхней рейкам с учетом значений на рулетке.

  1. Правильность возведения кладки и установки сборных конструкций проверяют с помощью геодезических приборов. Расположение фундаментов по оси проверяют теодолитом, который устанавливают над осевым знаком обноски или крайнего фундамента и наводят крест нитей трубы на соответствующий знак в противоположном конце здания. Затем, постепенно поворачивают трубу, перемещая крест нитей на все проверяемые фундаменты. Совпадение креста нитей зрительной трубы с риской фундамента показывает, что укладываемый блок находится в проектном положении. Положение фундаментов по высоте контролируют нивелиром относительно временных реперов, расположенных вблизи строящегося здания. Отметки временных реперов устанавливают по основным реперам объекта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий